Татуировки майя: искусство, найденное в пещере

Почти 30 лет два каменных резца лежали в музейных фондах, пока исследователи не доказали их связь с татуировочной практикой майя, описанной в древних текстах и изображениях.
Екатерина Морозова
Автор Наука Mail
инструменты для тату майя
Почти 30 лет два каменных резца лежали в музейных фондахИсточник: Phys.org

Исследователи, изучающие культуру древних майя, давно знали о практике телесных модификаций — пирсинге, шрамировании, окрашивании кожи и, согласно описаниям, татуировках. Эти сведения в основном происходят из этнографических записей испанских конкистадоров и изображений на артефактах. Однако археологические свидетельства — останки с татуировками или инструменты для их нанесения — долгое время отсутствовали.

В пещере Актун Уайазаба Каб в Белизе археологи впервые обнаружили предметы, которые, как показал анализ, могли использоваться для нанесения татуировок. Два каменных резца, найденных еще в конце 1990-х годов, почти 30 лет хранились в музейных фондах, пока ученые под руководством доктора У.Джеймса Стемпа не провели повторное исследование. Результаты опубликованы в журнале Journal of Archaeological Science: Reports.

Износ на режущих кромках, а также контекст находок (нефритовые бусины, обсидиановое лезвие, украшения из раковин) позволили предположить их ритуальное назначение. В сочетании с этноисторическими источниками это укрепляет представление о существовании у майя развитой татуировочной культуры.

майя
а) Пленники на Стеле 11 с татуировками или шрамированием в Яшчилане, Мексика b) Пленники на Стеле 12 в Пьедрас-Неграс, ГватемалаИсточник: Phys.org

Татуировки могли быть как украшением, так и знаками социального статуса, этапов жизненного пути, доблести, а в некоторых случаях — даже формой наказания. Мужчины и женщины татуировались по-разному, с вариациями в зависимости от этнической и языковой принадлежности. Изображения включали как животных (летучих мышей, змей, орлов), так и геометрические узоры (спирали, точки, петли). Их наносили на лицо, грудь, бедра, ступни и лодыжки.

Терминология осложняет реконструкцию — классическое слово майя «tz’ihb» означало одновременно «писать» и «рисовать», поэтому татуировки могли описываться как «краска» или «живопись». На артефактах тоже не всегда ясно, где краска тела, а где перманентный рисунок.

Теперь, с обнаружением специализированных инструментов, исследователи получили материальное подтверждение, что татуировки действительно были частью сложного и многозначного языка тела майя.

Ранее Наука Mail рассказывала о том, что раскрыт секрет синего пигмента древних майя.