
Статья, посвященная интеграции элементов квест-комнат в образовательные VR-среды, была опубликована в сборнике трудов конференции CHI 2025 года по человеческому фактору в вычислительных системах. Исследователи из Северо-Восточного университета (США) предложили использовать методы взаимодействия из квест-комнат в образовательных цифровых платформах. Цель популярных интерактивных игр — решение головоломки в закрытом помещении, чтобы выйти.
Проблема, с которой сталкиваются современные преподаватели, проста и сложна одновременно: как сохранить вовлеченность и одновременно стимулировать критическое мышление учащихся, если они полностью погружены в виртуальную среду? Команда во главе с профессором игрового дизайна Каспером Хартевельдом решила поискать ответ там, где люди уже давно работают с иммерсивным опытом — в индустрии квестов.

Опрос 13 опытных гейм-мастеров, то есть ведущих таких игр, позволил ученым выявить стратегии, которые могут лечь в основу «умного» ИИ-агента, способного управлять образовательным процессом. Эти стратегии основаны на наблюдении, адаптации и индивидуальном подходе к каждому игроку. Например, мастер отслеживает, на каком этапе игрок застрял, и при необходимости вмешивается с подсказкой. Но делает это постепенно — сначала намеками, затем более точными советами, если это требуется.
Такой способ подачи информации, считают исследователи, идеально ложится в основу образовательного ИИ: не просто давать ответ, а побуждать к размышлению и самостоятельному решению. «Персонализация и адаптивность — вот ключ к будущему обучению. И мастера квестов уже это делают», — говорит Хартевельд.

Вместе с коллегами он разрабатывает экспериментальную квест-комнату, где будет тестироваться модель ИИ. Ее цель — стать интеллектуальным помощником в обучении: не заменить ученика, а сопровождать его, поддерживать и помогать, когда это действительно необходимо. Это поможет сделать VR-обучение не просто зрелищным, а действительно полезным.
Подход мастеров к подсказкам — деликатное искусство: вовремя помочь, но не лишить игрока ощущения, что он сам нашел решение. В будущем эта тонкая грань может стать залогом эффективной цифровой педагогики, где ИИ будет не диктовать, а направлять.
Пока одни исследователи ищут способы сделать обучение в VR более глубоким и осмысленным, другие работают над тем, чтобы само погружение стало доступным для всех — независимо от физических возможностей. Как виртуальная реальность становится инклюзивной, вы можете узнать в этой статье.