Ученые продолжают анализировать работу мозга и участки, которые отвечают за обработку речи. Уже достаточно хорошо изучены центр Брока и область Вернике. Это основные зоны мозга, которые отвечают за понимание и обработку языковых сигналов. И, как доказали ученые, при обработке того или иного средства коммуникации, цепочка задействованных нейронных центров не меняется.
Сотрудники из Массачусетского технологического института однажды поставили эксперимент. Они наблюдали, как люди, владеющие сорока пятью языками из двенадцати языковых семейств, прослушивали текст, переведенный на их язык (на каждый язык по два человека). В этот момент активность их мозга считывалась с помощью функциональной МРТ. Мозговые центры понимания и обработки языка реагировали на осмысленную речь, но не участвовали в других задачах. Например, языковая зона не будет задействоваться, когда нужно ориентироваться на местности. Также во время эксперимента и удалось однозначно констатировать, что мозгу неважно, что он слышит — всегда в работу вступают одна и та же совокупность нейронов.
Ученые решили пойти дальше и выяснить, как будут обстоять дела с вымышленными языками. Новые исследования опубликовали в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences. Для эксперимента обобрали участников, которые понимают клингонский (специально разработанный язык для художественных целей сериала «Звездный путь»), валирийский и дотракийский (языки из сериала «Игра престолов»), а также тех, кто говорит на на'ви (способ коммуникации гуманоидов из фильма «Аватар»). Экспертов интересовала не просто тарабарщина, а языки (пусть и вымышленные), которые тем или иным путем уже смогли развиться и до уровня своих правил произношения, грамматики и текстовой базы. В эксперименте приняли участие 44 человека, владеющих этими вымышленными языками. Результат оказался ожидаемым: мозг испытуемых вел себя так же, как если бы работал с естественными языками.
Ученые задались следующий вопросом: а будет мозг так же работать с программированием, музыкой или знаками невербальной коммуникации. Но здесь результаты исследований оказались совершенно противоположными — нет, мозг не реагирует таким же образом на компьютерные, жестовые или музыкальные языки.
Исследователи подытожили: языковые нейронные центры обрабатывают информацию, которая может дать описание событиям, объектам или феноменам психики, чувствам, мыслям. Но они не воспринимают для этих целей язык музыки или программный код, который тоже является специфическим средством коммуникации. Эти данные дают возможность ученым из разных областей поискать ответ на вопрос, как же развивались языки, которые служат нам для того, чтобы сообщать информацию о мире и о нас самих