
На вершине афинского Акрополя возвышается Парфенон — архитектурный гимн древнегреческому гению, посвященный богине мудрости Афине. Несмотря на века изучения, этот храм все еще хранит загадки. Например, до недавнего времени было неизвестно, как освещалось его внутреннее пространство с 12-метровой статуей Афины, инкрустированной золотом и слоновой костью.
Новое исследование, проведенное археологом Хуаном де Лара из Оксфордского университета, предлагает неожиданный ответ. С помощью цифровых технологий и методов физически обоснованной визуализации (PBR) ученый воссоздал интерьер Парфенона таким, каким его могли видеть древние греки. Результаты опубликованы в The Annual of the British School at Athens.

Ранее считалось, что храм представлял собой светлое, залитое солнцем мраморное пространство. Однако после четырех лет детальной реконструкции сценариев внутреннего освещения храма де Лара пришел к противоположному выводу. Археолог учитывал даже солнечные циклы и отражающие свойства материалов.

Симуляции показали, что помещение целлы — святая святых храма — большую часть времени было погружено в полумрак. Лишь на рассвете, в отдельные дни года, первый солнечный луч коротко касался нижней части статуи Афины. Полное ее освещение природным светом было почти невозможным.

Интересно, что «отражающие» бассейны, которые находились рядом и, предположительно, выполняли роль светового усилителя, практически не влияли на освещенность. Вероятнее всего, они использовались для поддержания влажности или имели ритуальное значение.
Что это меняет? Все! Открытие дает представление не только об архитектуре Парфенона, но и о восприятии сакрального пространства в античном мире. Темнота, по мнению де Лары, была не упущением, а частью намеренного художественного замысла. Избирательный свет, скользящий по золоту и слоновой кости, усиливал эффект мистического присутствия, вызывая у зрителя благоговение.
Ранее Наука Mail рассказывала, что одна из старейших плотин Испании, как оказалось, была построена римлянами.