
После пандемии COVID-19 подростки стали проводить больше времени перед экранами гаджетов. Это было связано не только с дистанционным обучением, но и со стремлением не выпасть из социальной жизни. Ранее проведенные исследования показали неоднозначные результаты в отношении связи между экранным временем и риском для психического здоровья, однако этот вопрос остается предметом беспокойства родителей и психологов.
Ученые из Канады провели несколько исследований во время пандемии, которые показали стремительный рост времени, которое подростки проводили за экраном. Даже после снятия ограничений оно осталось высоким и было связано с тревожностью и депрессией. Ученые решили выяснить, как именно подростки используют гаджеты, и как это связано с их психическим здоровьем. Результаты своего исследования они опубликовали в журнале «Компьютеры и поведение человека».

Ученые опросили 580 подростков в возрасте от 12 до 17 лет в Канаде и США. Симптомы тревожности оценивались с помощью опросника «Экран для выявления эмоциональных расстройств, связанных с тревожностью у детей». Эмоциональные и поведенческие проблемы измерялись с помощью опросника «Сильные стороны и трудности». Участники заполнили также опросники о количестве и способах проведения времени за экраном.
Ученые выявили следующие результаты:
- почти половина подростков, у которых не было проблем в прошлом, сообщала о повышенном уровне тревожности;
- только 31% подростков соблюдали ограничение экранного времени — 2 часа в день;
- подростки, которые в будни проводили за экраном более двух часов в день, более чем в два раза чаще сообщали о клинически повышенном уровне тревожности и в 4 раза чаще демонстрировали поведенческие и эмоциональные трудности;
- пассивная прокрутка оказалась предиктором плохого психического здоровья, и на это не влияли такие показатели, как возраст, пол и существование уязвимых мест;
- активное участие (публикация контента) имело гораздо меньшую связь с состоянием психического здоровья;
- девочки чаще испытывали повышенный уровень тревожности.
Полученные результаты подтверждают растущую обеспокоенность по поводу пассивного использования экранов в критические периоды развития. Использование гаджетов более двух часов в будни также указывает на неструктурированный распорядок дня, снижение физической активности, социальную изоляцию или нарушение сна. Для уточнения связи экранного времени и психического здоровья ученые планируют провести долгосрочные исследования с участием детей и подростков, а также отчетами родителей и учителей.
Ранее Наука Mail рассказывала о том, почему вредно «хвататься» за телефон с самого утра.