
Ученые все чаще рассматривают инфекции как возможных соавторов нейродегенеративных заболеваний. Один из таких «кандидатов» — вирус простого герпеса 1-го типа (ВПГ-1), вызывающий герпес на губах и инфицирующий более двух третей людей по всему миру к 50 годам. Новое масштабное исследование, опубликованное в журнале BMJ Open, показывает — наличие ВПГ-1 может быть связано с повышенным риском развития болезни Альцгеймера.
Авторы проанализировали данные почти 345 тыс. пар пациентов из США за период с 2006 по 2021 год. Сравнивая людей с диагнозом болезнь Альцгеймера и их ровесников без неврологических расстройств, они обнаружили, что герпес 1 типа встречался у больных Альцгеймером на 80% чаще.
Среди пациентов с подтвержденной инфекцией ВПГ-1 те, кто проходил лечение противовирусными препаратами, имели на 17% более низкий риск развития деменции по сравнению с теми, кто не получал терапии. Это может говорить о потенциально защитном эффекте медикаментозного подавления вируса.

Связь выявили и с другими герпесвирусами — вирусом ветряной оспы и герпеса 2-го типа, хотя она была слабее. Ученые предполагают, что хроническое воспаление, вызванное нейротропными вирусами, может ускорять разрушение нейронов. Один из механизмов — выработка пептидов бета-амилоида (Aβ), которые накапливаются в мозге при болезни Альцгеймера. Этот белок, предположительно, блокирует проникновение вируса в клетки, но его избыток приводит к образованию характерных амилоидных бляшек.
Кроме того, у носителей гена ApoE ε4 — одного из главных факторов риска Альцгеймера — наблюдается повышенная чувствительность к инфекции герпеса 1-го типа. Это еще один возможный элемент в цепочке патогенеза.
Авторы подчеркивают, что исследование наблюдательное и не доказывает причинно-следственную связь. Однако его результаты согласуются с предыдущими данными и усиливают аргументы в пользу того, чтобы рассматривать профилактику и лечение герпесвирусов как возможный способ снизить риск деменции.
Ранее Наука Mail рассказывала о том, что эксперты провели 18-летнее когортное исследование, чтобы понять, связан ли семейный статус с риском развития деменции у пожилых людей. Результаты удивили, так как они полностью противоречат привычной логике.