
ГК «Геоскан» и АО «Спутниковая система «Гонец» (входит в Госкорпорацию «Роскосмос») начали тестирование перспективного решения «Купольная связь». В воздух поднимается опорное беспилотное воздушное судно (БВС), выполняющее роль подвижной базовой станции в небе, через которую абоненты получают доступ к каналам связи.
В эксперименте использовались БВС «Геоскан 201», экспериментальный бортовой радиотехнический комплекс «Гонец» и специально разработанная антенна, которая была вмонтирована прямо в крыло аппарата. Беспилотник был поднят на высоту 100-120 м, что обеспечило под ним зону покрытия с диаметром около 40 км. Передача данных выполнялась на мобильный и стационарный терминал «Гонец».
Проведенное тестирование подтверждает возможности применения БВС Геоскана в сфере связных решений. Легкие беспилотники не требуют оборудованной площадки для запуска и посадки. В зависимости от условий возможно применение БВС и самолетного, и мультироторного типов. Это позволяет использовать их в решении «Купольная связь» в локациях с ограничениями по месту запуска. Задачи текущего эксперимента успешно выполнены, и мы продолжим работы по развитию сценариев управления и автоматизации полета беспилотника в решении «Купольная связь», чтобы в перспективе оно стало «коробочным» продуктом.
В технологии используется малогабаритный спутниковый модем «Гонец», разработка которого была завершена в начале марта 2025 года. Рекордно малые габариты и масса 89 г позволяют использовать его на БВС различных типов. Впервые модем в виде экспериментального образца был успешно применен в июле 2024 года на образовательном интенсиве «Архипелаг». Тогда через него по спутниковым каналам «Гонец» был успешно получен полетный трек и выданы управляющие команды на БВС «Геоскан 201».
По нашей оценке, «Купольная связь» имеет большой потенциал и может найти свое применение во время поисковых и спасательных операций в труднодоступных районах и в любых других сценариях, где требуется наличие общего канала связи для группы абонентов. Причем это могут быть не только люди, но и беспилотные объекты — например, автомобили или суда.
По словам Манойло, положительные результаты первого тестирования позволяют продолжить работу для решения более сложных задач, в частности, работы на других высотах и с увеличением нагруженности каналов.