Первый полет крылатой ракеты в СССР: начало эры реактивных технологий

Почти век назад в подмосковном Нахабино группа инженеров запустила ракету, которая по форме напоминала модель из школьного кружка. Но этот запуск стал первым шагом к ракетам, спутникам и пилотируемым полетам. Так начиналась настоящая космическая гонка — с небольшой крылатой ракеты и большой идеи.
Владимир Барышев
Автор Наука Mail
Ракета
Современные технологии навигации и ракетостроения во многом опираются на наработки начала XX века, заложенные первыми экспериментами с реактивной тягойИсточник: Unsplash

23 мая 1934 года в СССР состоялся первый полет крылатой ракеты, обозначенной как ГИРД 06/1. Это был важный эксперимент, с которого началась эпоха реактивной техники в советском ракетостроении. Ракету спроектировала команда под руководством молодого Сергея Королева — того самого, кто позже отправит человека в космос.

В начале 1930-х авиация уперлась в потолок — винтовые двигатели достигали предела возможностей. Группа ГИРД, или Группа изучения реактивного движения, искала выход. Решением стала идея использовать реактивный двигатель, где движение создается за счет выброса газов, а не вращения винта.

Крылатая ракета 06/1
Экспериментальная ракета ГИРД 06/1 стала первым советским летательным аппаратом с реактивным двигателем, совершившим успешный управляемый полет

Королев видел в крылатых ракетах не только оружие, но и зачаток будущих космических кораблей. Эксперименты поддержал Михаил Тухачевский, давший ГИРД доступ к полигону в Нахабино. Там и состоялся запуск.

ГИРД 06/1 имела длину всего 2 метра и массу около 30 кг. Основу конструкции составляло трапециевидное крыло и двойное вертикальное оперение. Топливо — смесь сжиженного кислорода и битумного порошка. Это называлось гибридной схемой: жидкий окислитель и твердое горючее. Двигатель развивал тягу около 80 килограммов.

Михаил Николаевич
Михаил Тухачевский, высокопоставленный военный и сторонник технического прогресса, сыграл ключевую роль в поддержке советской ракетной программыИсточник: wikimedia

Особенность ракеты — автомат устойчивости. Это механическое устройство с гироскопами, которое удерживало направление полета. Позже такие принципы станут основой для инерциальных систем управления.

Крылатая ракета 06/1
Хотя ГИРД 06/1 пролетела всего 200 метров, запуск признали успешным — он доказал работоспособность реактивного двигателя и системы стабилизации

Полет продлился всего несколько секунд. Ракета поднялась на 150 метров и пролетела около 200. Но этого оказалось достаточно: подтверждена работоспособность двигателя, система стабилизации сработала, а крылья дали нужный подъем.

Позднее появились модификации — ГИРД 06/2 и 06/4. Масса выросла до 210 кг, дальность до 50 км. Одна из версий несла 30-килограммовую боевую часть. Так ракета из эксперимента постепенно превращалась в оружие.

Иллюстрация Восток-1
Полет Юрия Гагарина на корабле «Восток-1» — кульминация пути, начатого с запусков ранних крылатых ракет в 1930-х годахИсточник: Wikimedia

Именно эти наработки привели к созданию первых жидкостных двигателей, управляемых снарядов и баллистических ракет. Оттуда — к «Востоку», на котором Гагарин совершит свой знаменитый полет.

Советская ракетная программа началась с деревянных моделей, простых двигателей и дерзких идей — и уже тогда предвосхитила будущее. Первый полет ГИРД 06/1 стал для Королева и его команды не только испытанием техники, но и стартовой точкой длинного пути, который привел к «Востоку», спутникам и целой отрасли. Одним из его важнейших шагов было создание научного центра, который и по сей день остается ядром российской космонавтики, — подробнее об этом вы можете прочитать в материале о ЦНИИмаш.