
Цифровые скины из популярной видеоигры Counter-Strike: Global Offensive показали более высокую доходность, чем традиционные и альтернативные активы, включая золото и криптовалюту. К такому выводу пришли ученые из Высшей школы экономики и Российской экономической школы в совместном исследовании. Об этом сообщили в пресс-службе ВШЭ.
Анализ почти 5 тыс. уникальных скинов с торговой площадки Steam за период с 2013 по 2024 показал, что средняя доходность портфеля внутриигровых предметов составила 41,2% в год. По словам исследователей, это превышает доходность индекса акций США (CRSP), недвижимости (REITs) и золота. При этом такая эффективность сопоставима с биткоином, однако сопровождается значительно меньшей волатильностью.
Коэффициент Шарпа у скинов — 0,34. Это значит, что они дают хорошее соотношение доходности и риска. Для сравнения: у американского фондового рынка он равен 0,25, у золота — 0,12, у биткоина — 0,21. Чем выше этот показатель, тем инвестиция считается эффективнее. Конечно, тут нет никаких гарантий, но мы наблюдаем данные на протяжении более 10 лет, и большинство скинов только растут в цене.
Скины — это косметические изменения для игровых объектов — оружия или персонажей. Они не влияют на игровую механику, но востребованы среди игроков и коллекционеров. Их покупают, продают и обменивают на специализированных платформах, где, как показало исследование, совершается в среднем 800 сделок с каждым предметом в месяц.
«При этом за каждую сделку торговая площадка Steam берет комиссию 15%. Это делает частую торговлю невыгодной в целом, поэтому оптимальны долгосрочные вложения в активы», — отметили исследователи.

Интересно, что наибольшую доходность обеспечивают не редкие и дорогие скины, а массовые и недорогие. Средняя цена предмета составила 155 долларов, при этом медианная — всего 11,5 доллара, а самый дорогой скин стоил почти 4000 долларов. Однако наибольшую эффективность показали стратегии, ориентированные на доступные и ликвидные предметы.
«Распространенные скины стоимостью около 2,25 доллара в среднем приносят почти 19% в месяц. Для сравнения: редкие и дорогие скины по цене около 1700 долларов дают меньше 3%», — говорится в исследовании.
По словам авторов, рынок внутриигровых скинов не демонстрирует чувствительности к колебаниям традиционных рынков и отличается высокой прозрачностью и ликвидностью. Его капитализация оценивается более чем в 4 млрд долларов.
«Внутриигровые коллекционные предметы — это не просто пиксели, а настоящий финансовый инструмент, который поможет диверсифицировать портфель и защитить его от колебаний», — отметили ученые из ВШЭ.
Ранее Наука Mail рассказывала, как психологи используют Minecraft для изучения поведения человека.