
Психологи Московского государственного университета вместе с исследователями из США и Норвегии решили выяснить, учитывают ли дети контекст при определении эмоций окружающих. В пресс-службе МГУ рассказали, что ученые также проверили, меняет ли ребенок свое мнение с учетом дополнительной информации.
Авторы работы объяснили, что дети с раннего возраста понимают эмоции других людей по их мимике, даже если чувства не всегда проявляются напрямую. Эмоциональное состояние людей зависит не только от ситуации «здесь и сейчас», но и от событий прошлого и будущего.
В эксперименте приняли участие 333 ребенка в возрасте от 4 до 8 лет из Москвы. Им показывали фотографии сверстников, сидящих с игрушками, сначала в компании друга, а затем в одиночку. Детей спрашивали, что они чувствуют и как объясняют свои ощущения. Затем взрослые давали больше информации о контексте происходящего.

Сначала сообщалось, что ребенок играл со своим другом в последний раз, а потом — что тот ждет его возвращения. Детсадовцы различали эмоциональные полутона, отраженные в кадре. Малыши отмечали, что их ровесники на фото с другом выглядят гораздо позитивнее. И наоборот, когда детям говорили, что товарищ уходит, оценки становились негативнее.
Когда пояснялось, что ребенок просто ждет своего приятеля, картина вновь становилась оптимистичнее. Дети постарше чаще ссылались на контекст, но каждый из них чувствовал себя увереннее в своих ответах после получения новой информации о ситуации. Исследование подтверждает, что уже с четырех лет дети воспринимают обстановку целостно и корректируют свое понимание эмоций при появлении новых сведений.
Ранее в Науке Mail рассказывали, что новые психологические исследования объяснили влияние скуки на мозг человека.