
В марте 2025 года The Conversation опубликовала статью, основанную на исследовании преподавателей из Великобритании. В ней говорится, что интерес к изучению языков в школах Англии и Уэльса стабильно снижается. Например, с 2010 года количество поступлений на A-level по современным языкам постоянно падает. Школьники воспринимают языки как скучный и далекий от реальности предмет.
Сегодняшняя программа фокусируется на технических навыках: чтении, письме, аудировании. Она почти не учитывает культурный и социальный контекст. Ученики не видят связи между языком и собственной жизнью. Часто темы, которые обсуждаются на уроках, не отражают их опыта — например, рассказы о заграничных каникулах. Все это делает язык «предметом для элиты».

Исследователи предлагают новый подход — добавить в программу элементы лингвистики. Это позволит ученикам изучать язык как живое, развивающееся явление, связанное с историей, культурой и обществом. Такой подход может пробудить интерес и повысить мотивацию. Кроме того, лингвистика помогает развивать аналитическое мышление и может быть полезна на других уроках — от английского до математики.
Авторы утверждают, что включить лингвистику в программу можно без значительных затрат или изменений. Это сделает уроки языков более понятными и привлекательными.

Учитывая нехватку языковых преподавателей и сокращение профильных программ в университетах, реформы в этой сфере становятся особенно актуальными. Лингвистически насыщенная программа — один из реальных способов вдохнуть новую жизнь в языковое образование.
Понимание того, как мы изучаем и используем язык, зависит не только от школьных программ, но и от того, как язык работает в реальной, повседневной речи. Особенно это заметно у билингвов, чья речь часто выходит за рамки учебников — об этом вы можете прочитать в этой статье.