В России стартовали испытания биодизеля на отечественных двигателях

В Томском политехническом университете запущен уникальный испытательный комплекс для тестирования альтернативного жидкого топлива на российских двигателях внутреннего сгорания.
Екатерина Альбова
Автор Наука Mail
Двигатель
Над запуском испытательного комплекса на базе установки «КРОН-КС-276» работали ученые лаборатории тепломассопереноса ТПУИсточник: news.tpu.ru

Ученые Томского политехнического университета запустили пилотный стенд для испытаний биодизеля на двигателях внутреннего сгорания.  Новый испытательный комплекс, созданный на базе установки «КРОН-КС-276», представляет собой модульную систему, состоящую из шести блоков: нагрузочного модуля, системы топливоподачи, охлаждения, двигателя внутреннего сгорания, а также щита и пульта управления. Все процессы полностью автоматизированы, что позволяет в режиме реального времени отслеживать ключевые параметры работы двигателя, включая мощность, расход топлива, крутящий момент и температурные показатели.

«Основная задача стенда — испытание опытных образцов альтернативного жидкого топлива, разработанных как в нашей лаборатории, так и в других научных центрах, — поясняет младший научный сотрудник лаборатории тепломассопереноса ТПУ Александр Ашихмин. — Установка позволяет моделировать различные режимы работы двигателя, включая холостой ход, постепенное увеличение оборотов и имитацию движения с нагрузкой. Это дает возможность тестировать топливо как для дизель-генераторов, так и для автомобильного транспорта».
Сотрудник смотри в экран
Параметры работы двигателя выводятся на экран оператора, который с цифрового пульта управления может изменять начальные условия проведения испытанияИсточник: news.tpu.ru

Прежде чем попасть на испытательный стенд, каждый образец биодизеля проходит несколько этапов проверки. Сначала ученые анализируют его физико-химические свойства, затем изучают процессы зажигания и горения в лабораторных условиях, после чего тестируют в огневой камере и на одноцилиндровом двигателе. Только после этого топливо допускается до испытаний на полноразмерном ДВС. Такой многоступенчатый подход позволяет максимально точно оценить его эффективность и безопасность.

Мощность установки достигает 210 кВт, а частота вращения коленчатого вала — 3000 оборотов в минуту. При этом стенд отличается низкой энергоемкостью, простотой обслуживания и универсальностью: он может работать с двигателями как грузового, так и легкового транспорта. Все данные выводятся на цифровой пульт оператора, который может корректировать параметры испытаний в реальном времени.

Двигатель
На сегодняшний день в Томском политехе действует вся технологическая цепочка создания новых топлив – от синтеза и лабораторных исследований отдельных капель такого топлива до проверки образцов на пилотных установкахИсточник: news.tpu.ru

В ближайшее время ученые планируют завершить пуско-наладочные работы и приступить к испытаниям биодизеля на основе растительных масел и производственных отходов. Кроме того, в лаборатории уже разработан стандарт для тестирования альтернативных топлив в газотурбинных установках, а теперь предстоит создать аналогичный документ для двигателей наземного и водного транспорта.

Этот проект открывает новые перспективы для развития биоэнергетики в России, снижая зависимость от традиционного дизельного топлива и сокращая вредные выбросы в атмосферу. В случае успешных испытаний технология может быть масштабирована для применения в различных отраслях промышленности.

Ранее специалисты Пермского национального исследовательского политехнического университета разработали усовершенствованную версию короткоходового линейного двигателя, которая отличается меньшими габаритами, повышенной эффективностью и упрощенным производством.