
Ученые Томского политехнического университета запустили пилотный стенд для испытаний биодизеля на двигателях внутреннего сгорания. Новый испытательный комплекс, созданный на базе установки «КРОН-КС-276», представляет собой модульную систему, состоящую из шести блоков: нагрузочного модуля, системы топливоподачи, охлаждения, двигателя внутреннего сгорания, а также щита и пульта управления. Все процессы полностью автоматизированы, что позволяет в режиме реального времени отслеживать ключевые параметры работы двигателя, включая мощность, расход топлива, крутящий момент и температурные показатели.

Прежде чем попасть на испытательный стенд, каждый образец биодизеля проходит несколько этапов проверки. Сначала ученые анализируют его физико-химические свойства, затем изучают процессы зажигания и горения в лабораторных условиях, после чего тестируют в огневой камере и на одноцилиндровом двигателе. Только после этого топливо допускается до испытаний на полноразмерном ДВС. Такой многоступенчатый подход позволяет максимально точно оценить его эффективность и безопасность.
Мощность установки достигает 210 кВт, а частота вращения коленчатого вала — 3000 оборотов в минуту. При этом стенд отличается низкой энергоемкостью, простотой обслуживания и универсальностью: он может работать с двигателями как грузового, так и легкового транспорта. Все данные выводятся на цифровой пульт оператора, который может корректировать параметры испытаний в реальном времени.

В ближайшее время ученые планируют завершить пуско-наладочные работы и приступить к испытаниям биодизеля на основе растительных масел и производственных отходов. Кроме того, в лаборатории уже разработан стандарт для тестирования альтернативных топлив в газотурбинных установках, а теперь предстоит создать аналогичный документ для двигателей наземного и водного транспорта.
Этот проект открывает новые перспективы для развития биоэнергетики в России, снижая зависимость от традиционного дизельного топлива и сокращая вредные выбросы в атмосферу. В случае успешных испытаний технология может быть масштабирована для применения в различных отраслях промышленности.
Ранее специалисты Пермского национального исследовательского политехнического университета разработали усовершенствованную версию короткоходового линейного двигателя, которая отличается меньшими габаритами, повышенной эффективностью и упрощенным производством.