
Исследование, проведенное учеными из Центра Гельмгольца в Мюнхене и университета Ростока (Германия), опубликованное в журнале Science Advances, показало, что выхлопные газы автомобилей, прошедшие через фильтры и покинувшие выхлопную трубу, вовсе не так безопасны, как считалось.
В лабораторных условиях выхлоп автомобилей, оснащенных фильтрами твердых частиц (GPF), действительно демонстрирует минимальную токсичность. Но стоит этим газам попасть на улицу и вступить в реакцию с солнечным светом и атмосферными окислителями, как ситуация резко меняется. Этот процесс, известный как фотохимическое старение, превращает очищенные выбросы в токсичный коктейль. В воздухе появляются вторичные органические и неорганические аэрозоли (SOA и SIA), а также кислородсодержащие соединения, например, карбонилы.
Свежие выхлопные газы практически не повреждают клетки легких человека. Но после атмосферного старения они начинают вызывать повреждения ДНК и окислительный стресс — как в нормальных клетках бронхиального эпителия, так и в раковых альвеолярных клетках. Иными словами, воздух, загрязненный выхлопами, становится опасным не сразу, а по мере химических превращений в атмосфере.

Проблема в том, что современные стандарты тестирования, включая EURO 6d, измеряют только прямые выбросы из выхлопной трубы. Они не учитывают, как эти газы изменяются, взаимодействуя с окружающей средой. Результаты исследования показывают, что лабораторные данные часто сильно расходятся с реальной картиной загрязнения воздуха.
Сегодняшние нормы контролируют лишь первичные выбросы, но чтобы по-настоящему защищать здоровье, необходимо учитывать и вторичные загрязнители, которые формируются уже в атмосфере.
Ранее Наука Mail рассказывала о том, что ученые из России нашли способ превращать сточные отходы в полезное удобрение.