Студенты учатся лучше рядом с целеустремленными сверстниками — исследование

Мы меняемся под влиянием друзей — и теперь у науки есть тому подтверждение. Исследование показало, что студенты перенимают полезные личностные черты у одногруппников и сохраняют их на годы.
Автор Наука Mail
Студенты
Если группа склонна к прокрастинации или апатии, это легко передается даже мотивированным студентамИсточник: Unsplash

Работа вышла в журнале Review of Economics and Statistics. Исследователи из Цюрихского университета и Национального университета Сингапура впервые получили убедительные данные о том, что личность студентов действительно формируется под влиянием их окружения. В эксперименте приняли участие более 1200 студентов швейцарского вуза. Всех их распределили по случайным учебным группам, где участники регулярно взаимодействовали в течение семестра.

До и после эксперимента студентов оценивали по модели «большой пятерки» — так называются пять базовых черт личности: открытость, добросовестность, экстраверсия, доброжелательность и невротизм, повышенная тревожность. Кроме того, отдельно учитывали склонность к конкуренции. Спустя четыре года после начала исследования ученые провели повторные тесты, чтобы выяснить, как изменились участники.

Студент
Некоторые люди становятся сильнее именно вне коллектива. Почему замкнутые или социально изолированные студенты не всегда проигрывают, а иногда даже выигрывают в личностном развитии. Когда одиночество становится ресурсом, а не проблемойИсточник: Unsplash

Оказалось, что студенты перенимают черты, полезные в учебе. В первую очередь — добросовестность, открытость к новому опыту и конкурентность. При этом экстраверсия, дружелюбие и уровень тревожности практически не менялись. Исследователи считают, что причина в регулярном учебном взаимодействии. Например, добросовестные участники стимулировали более активную подготовку, снижали стресс и повышали уверенность в группе.

Интересно, что изменения в конкурентности и добросовестности сохранялись в течение четырех лет. А вот эффект от открытости постепенно снижался. По словам авторов, это подтверждает гипотезу о мотивированном изменении личности — когда человек осознанно или неосознанно перенимает черты, которые помогают ему быть успешным.

Группа
Личностные черты передаются через частое общение — особенно такие, как дисциплина и стремление к успехуИсточник: Unsplash

Выводы работы важны не только для самих студентов. Они подсказывают родителям, как лучше выбирать школьную или вузовскую среду. А для педагогов это может стать основанием для продуманного распределения студентов по учебным группам. Ведь, как оказалось, характер окружающих — это не просто фон, а реальный фактор формирования личности.

Интересно, что не только общение вживую формирует личность и успех студентов. Оказывается, даже цифровые привычки и подписки в соцсетях могут многое рассказать о их учебных достижениях и мотивации — об этом вы можете подробнее узнать в этой статье.