
Работа вышла в журнале Review of Economics and Statistics. Исследователи из Цюрихского университета и Национального университета Сингапура впервые получили убедительные данные о том, что личность студентов действительно формируется под влиянием их окружения. В эксперименте приняли участие более 1200 студентов швейцарского вуза. Всех их распределили по случайным учебным группам, где участники регулярно взаимодействовали в течение семестра.
До и после эксперимента студентов оценивали по модели «большой пятерки» — так называются пять базовых черт личности: открытость, добросовестность, экстраверсия, доброжелательность и невротизм, повышенная тревожность. Кроме того, отдельно учитывали склонность к конкуренции. Спустя четыре года после начала исследования ученые провели повторные тесты, чтобы выяснить, как изменились участники.

Оказалось, что студенты перенимают черты, полезные в учебе. В первую очередь — добросовестность, открытость к новому опыту и конкурентность. При этом экстраверсия, дружелюбие и уровень тревожности практически не менялись. Исследователи считают, что причина в регулярном учебном взаимодействии. Например, добросовестные участники стимулировали более активную подготовку, снижали стресс и повышали уверенность в группе.
Интересно, что изменения в конкурентности и добросовестности сохранялись в течение четырех лет. А вот эффект от открытости постепенно снижался. По словам авторов, это подтверждает гипотезу о мотивированном изменении личности — когда человек осознанно или неосознанно перенимает черты, которые помогают ему быть успешным.

Выводы работы важны не только для самих студентов. Они подсказывают родителям, как лучше выбирать школьную или вузовскую среду. А для педагогов это может стать основанием для продуманного распределения студентов по учебным группам. Ведь, как оказалось, характер окружающих — это не просто фон, а реальный фактор формирования личности.
Интересно, что не только общение вживую формирует личность и успех студентов. Оказывается, даже цифровые привычки и подписки в соцсетях могут многое рассказать о их учебных достижениях и мотивации — об этом вы можете подробнее узнать в этой статье.