Как NASA отрабатывает технологии безопасной посадки на другие планеты

Четыре передовые технологии точной посадки и обнаружения опасностей прошли летные испытания на четырех разных платформах — от реактивного самолета до ракеты. Так NASA готовится к новым миссиям на Луну и Марс.
Владимир Барышев
Автор Наука Mail
Ракета-носитель New Shepard
Ракета-носитель New Shepard приземляется во время летных испытаний 4 февраля 2025 годаИсточник: NASA

В журнале Phys.org вышел обзор летных испытаний новых решений для навигации, посадки и картирования поверхности планет, поддержанных Управлением космических технологий NASA (STMD). Эти испытания помогают быстро адаптировать технологии из лабораторий к реальным условиям будущих миссий, включая пилотируемые.

С начала года NASA протестировало четыре передовые технологии на борту различных летательных аппаратов: ракеты, реактивного самолета, вертолета и посадочного модуля. Цель — отработка алгоритмов навигации, оптических сенсоров и систем распознавания опасностей в условиях, максимально приближенных к посадке на Луну или Марс.

DMEN
Draper Multi-Environment Navigator (DMEN) работает в простом, оптимизированном, автономном пакете, который начинает запись при включении. Главным преимуществом является его малый размер, вес и требования к питанию. Это принесет пользу будущим миссиям NASA и коммерческой космической отраслиИсточник: NASA

Одна из испытанных систем — визуальный навигатор Draper (DMEN), который использует камеру и алгоритмы машинного зрения для ориентации в пространстве. Он прошел тесты на суборбитальной ракете New Shepard компании Blue Origin, сканируя поверхность Земли во время полета и улучшая расчеты точного курса. Это особенно важно для посадки в условиях неровного рельефа.

Поверхность Марса просканированная лидаром
По мере совершенствования технологий посадки марсоходы нацелились на все меньшие зоны посадки, от цели Viking шириной 174 мили до зоны посадки Curiosity размером 12 на 4 мили. Навигационный доплеровский лидар поможет еще больше сузить зоны посадки — примерно до размера футбольного поляИсточник: NASA

Вторая технология — доплеровский лидар PSNDL от компании Psionic. Она была установлена на истребителе F/A-18 и проверялась при выполнении сложных маневров в районе Долины Смерти. Система показала высокую точность при изменении высоты и скорости, что необходимо для безопасной посадки аппаратов.

NASA F/A-18
Исследовательский самолет NASA F/A-18 летит над Калифорнией около исследовательского центра полетов Армстронга NASA в Эдвардсе, Калифорния, испытывая коммерческую технологию точной посадки для будущих космических миссий. Система Psionic Space Navigation Doppler Lidar (PSNDL) установлена ​​в отсеке, расположенном под правым крылом самолетаИсточник: https://www.nasa.gov/

Еще одна разработка — лидар HDL от Центра космических полетов имени Годдарда. Он собирает до 15 миллионов лазерных измерений за две секунды и строит 3D-карты местности в реальном времени. В марте эту технологию проверили с вертолета над тестовым полигоном, имитирующим лунную поверхность.

HDL
HDL – это гибридный сканирующий лидар, который выполняет быструю 3D-съемку места посадки с генерацией цифровой модели рельефа (DEM) в реальном времени для маневров Precision Landing and Hazard Avoidance (PL&HA). HDL обеспечивает безопасную посадку вблизи целевых участков поверхности на Луне, Марсе или других объектах солнечной системы, а также для будущих миссий по высадке людейИсточник: NASA

Четвертая система — алгоритмы управления посадкой с использованием двигателей, созданные в Университете штата Сан-Диего. Их протестировали в апреле и мае на посадочном модуле Xodiac. Эти алгоритмы помогают управлять траекторией спуска и экономить топливо, что критически важно для сложных миссий.

Все испытания прошли при поддержке программы NASA Flight Opportunities. Как отмечают в агентстве, технологии готовы к передаче в коммерческий сектор и могут быть использованы не только NASA, но и частными компаниями в будущих миссиях.

Эти технологии открывают новые перспективы для точной посадки и навигации в сложных условиях, делая возможным безопасное исследование Луны, Марса и других планет Солнечной системы
Эти технологии открывают новые перспективы для точной посадки и навигации в сложных условиях, делая возможным безопасное исследование Луны, Марса и других планет Солнечной системыИсточник: Unsplash

Развитие таких систем обеспечивает высокий уровень безопасности и точности при посадках, особенно в незнакомых и потенциально опасных районах. А еще — приближает человечество к следующему этапу освоения Луны и Марса.

Пока NASA тестирует посадочные технологии для миссий на Луну и Марс, на Земле агентство вместе с Boeing продвигает другую важную инициативу — создание более устойчивого воздушного транспорта. Как современные космические разработки могут повлиять на гражданскую авиацию, и зачем инженеры тестируют необычную форму крыла — об этом вы можете узнать в этой статье.