
Десятилетиями миллионы лягушек и саламандр погибали под колесами автомобилей. Однако новое исследование, проводившееся в Вермонте (США) и опубликованное в Nature Conservation, показывает, что простое инженерное решение способно радикально изменить ситуацию.
Ученые из университета Вермонта и Агентства природных ресурсов штата проанализировали данные более чем за 10 лет — до и после строительства подземных переходов для диких животных. Выяснилось, что смертность амфибий на дорогах снизилась на 80,2%.
В Монктоне, небольшом городке к югу от Берлингтона, в 2015 году построили два бетонных тоннеля шириной около 1,2 м с направляющими стенами, которые помогают амфибиям найти безопасный путь под дорогой. Камеры наблюдения зафиксировали, что уже в первый сезон этими тоннелями воспользовались 2 208 амфибий. Причем кроме лягушек и саламандр, переходы полюбились и другим обитателям леса — медведям, рысям, дикобразам, енотам, змеям и даже некоторым птицам.

Ученые применили методику исследования под названием дизайн до-после контроля воздействия (BACI), она позволила точно оценить эффективность тоннелей. Специалисты сравнивали три зоны: участок с переходами (обработанная зона), прилегающая буферная зона и контрольный участок, где не проводились работы. В течение пяти лет до строительства (2011−2015) и семи лет после (2016−2022) команда ежедневно регистрировала всех амфибий на дороге в сезоны миграции, как живых, так и погибших. Из более чем 5 200 зафиксированных особей половина оказалась мертва. Особенно сильно страдали весенние лягушки-пискуны — почти 70% из них погибали при попытке пересечь дорогу.

После появления тоннелей смертность снизилась на 80,2% в обработанной зоне и на 73% в буферной. Для весенних лягушек в зоне переходов этот показатель упал на 94%. Эти данные подтверждают, что даже относительно простое инженерное решение способно спасти тысячи жизней и поддержать здоровье экосистем.
Ранее Наука Mail рассказывала о том, что исследование дождевой воды раскрыло тайны леса.