
Представьте мир, в котором вы живете в цифровой копии себя — сохраняете воспоминания, эмоции, личность. Нет тела, только сознание, перенесенное в компьютер. Вы можете гулять по виртуальным городам, путешествовать на Марс, проходить сквозь стены. Это не сюжет фантастического романа, а гипотетическая технология, известная, как загрузка разума.
С научной точки зрения идея кажется ошеломляющей, но не невозможной, считает Добромир Рахнев, доцент Технологического института Джорджии. Мы уже расшифровали геном человека, победили оспу, высадились на Луне. Почему бы не попробовать перенести сознание в цифровую среду?
Однако путь к загрузке разума невероятно сложен. Прежде всего необходимо создать детальную трехмерную карту мозга, где каждый из 86 млрд нейронов и триллионы связей между ними будут точно описаны. Сегодня ученым удалось полностью картировать только мозг плодовой мушки — он в миллионы раз меньше человеческого. До полного понимания работы мозга нам еще очень далеко.

Одного лишь «снимка» мозга недостаточно. Мозг — это динамичная система, где каждый нейрон постоянно адаптирует свою работу, меняет связи, реагирует на стимулы. Для симуляции разума потребуется не только точная копия структуры, но и детальная модель работы каждого нейрона, включая все биохимические процессы. Возможно, придется моделировать мозг на молекулярном уровне, а не только на уровне клеток.
Кроме того, загруженному разуму нужна цифровая «реальность» — мир, в котором будут имитироваться ощущения: зрение, слух, осязание, ритм сердца, дыхание. Без этого психика может разрушиться. Эксперименты показывают, что сенсорная депривация часто приводит к серьезным психическим нарушениям. Даже незначительные искажения в виртуальной среде могут вызывать сильный стресс.
Современные технологии пока не способны справиться с такими задачами. Мощности суперкомпьютеров недостаточно, а понимание работы мозга все еще находится на уровне теоретических гипотез. Но учитывая темпы развития технологий, через 50, 100 или, возможно, 200 лет загрузка разума может стать достижимой.
Ранее Наука Mail рассказывала о том, как эксперимент показал, что выбор в играх отражает реальные трудности в общении.