Образование не для пассивных — почему голос ребенка должен учитываться

«Я ребенок, и я ничего не могу сделать», — сказал семилетний школьник. А ведь, как показывает новое исследование, даже капля свободы в обучении может превратить уроки из скучной рутины в настоящее приключение.
Владимир Барышев
Автор Наука Mail
Школа
«Мы не решаем, мы просто делаем то, что нам говорят» — так большинство школьников описывает традиционную модель обученияИсточник: Unsplash

Работа, опубликованная на платформе The Conversation, основана на 40-месячном исследовании в трех начальных школах Англии — частной, государственной и академической. Ученые хотели понять, насколько дети могут влиять на свое обучение и как это сказывается на их вовлеченности.

Результаты оказались красноречивыми. Там, где у учеников был хоть какой-то выбор — например, в выборе темы урока, способа выполнения задания или метода оценки — они становились активными участниками учебного процесса. Дети проявляли интерес, были мотивированы и даже чувствовали себя счастливее в школе.

Выбор
Когда дети сами выбирают, чему и как учиться, они чувствуют себя не просто учениками, а исследователямиИсточник: Unsplash

Особенно ярко это проявилось в академической школе, где подход к программе строился вокруг «структурированной свободы». Ученики помогали выбирать темы, приносили в класс предметы, вызывавшие у них интерес, а учителя связывали это с обязательной программой. Даже в рамках строгих учебных требований дети могли выбирать, как именно учиться и как демонстрировать свои знания — с помощью рисунков, фото или историй.

В других школах, напротив, дети часто чувствовали себя пассивными слушателями. Они различали «работу» — обязательные предметы вроде математики — и «развлечения», например, искусство. Первый тип вызывал у них скуку, второй — радость.

Школа
Структурированная свобода в учебе помогает сохранить стандарты и при этом разжечь у детей интерес к знаниямИсточник: Unsplash

Исследование подчеркивает, что речь не идет о полной свободе. Важно создавать пространство для выбора внутри четкой структуры. Это не снижает уровень образования, а, наоборот, делает его живым и адаптивным.

Сейчас национальная учебная программа Англии пересматривается. Ученые считают, что это удачный момент, чтобы включить в нее больше детской активности. Это не только укрепит интерес к учебе, но и поможет школьникам адаптироваться к быстро меняющемуся будущему.

Переосмысление роли учеников в образовательном процессе тесно связано и с тем, как именно подаются учебные предметы. Особенно это заметно в преподавании языков, где формальный подход нередко убивает интерес. О том, как лингвистика помогает вернуть живость и смысл урокам, вы можете прочитать в этой статье.