
Исследование, опубликованное в Journal of Personality and Social Psychology под руководством доцента Шилпы Мадан из Сингапурского университета менеджмента, доказало, что стресс может быть важным союзником в процессе социокультурного обучения. Ученые выяснили, как индивидуальные особенности людей, в частности, степень реакции на стресс, влияют на способность быстро осваивать нормы новой культурной среды.
Оказалось, что люди, у которых сильнее выражена реакция на стресс, лучше справляются с задачами по обучению новым социальным нормам. Иными словами, если человек остро реагирует на стрессовые ситуации, например, на неловкость при общении в новой среде или на критику за «неправильное» поведение, это становится для него стимулом к более быстрому обучению.

Чтобы проверить эту гипотезу, исследователи провели несколько экспериментов. В одном из них сингапурским участникам предлагали сценарии из американской культуры, непривычные для них. В другом обучали ритуалам приветствия из Кыргызстана: участники должны были угадывать, как правильно здороваться в разных ситуациях, например, на улице или в помещении. После каждого ответа участники получали обратную связь — верно ли они поступили, что помогало им корректировать поведение и учиться на ошибках.
Для определения склонности к стрессу ученые использовали три метода. Во-первых, анализировали генетический профиль участников — известно, что предрасположенность к стрессу частично зависит от наследственности. Во-вторых, измеряли уровень кортизола (гормона стресса) до и после стандартного стресс-теста, в котором участникам предлагалось погрузить руку в ледяную воду. В-третьих, использовали анкеты для самооценки, чтобы понять, как участники обычно реагируют на стрессовые ситуации. Все эти данные показали, что люди с более выраженной стрессовой реакцией действительно быстрее осваивали культурные нормы в экспериментальных условиях.

По мере того, как участники начинали понимать и применять новые правила, уровень их стресса снижался. Это подтверждает, что стресс помогает на старте, но, как только человек адаптируется, необходимость в нем исчезает. Иными словами, стрессовая реакция работает как ускоритель, который помогает быстрее освоиться в новой культурной среде, а затем уходит на второй план.
Ранее Наука Mail рассказывала о том, что ученые оценили эффективность приложений для снятия стресса.