
Большие надежды
Инструменты ИИ давно стали частью офисной рутины, а компании инвестируют миллиарды. Команда исследователей — Андерс Хумлум из Университета Чикаго и Эмили Вестегаард из Копенгагенского университета — решила проверить, насколько эти ожидания оправданы, и выяснила: почти нет.
В исследовании участвовали 25 000 сотрудников в 7 000 организациях. Ученые сосредоточились на профессиях наиболее подверженных влиянию автоматизации: бухгалтеры, специалисты по поддержке клиентов, HR, маркетологи, юристы, разработчики, журналисты и преподаватели.
В среднем ИИ сократил рабочее время всего на 3%, а рост зарплат был отмечен только в 3−7% случаев — массового повышения эффективности или сокращения затрат не произошло.
Куда уходит сэкономленное время?

В основном — на другие задачи. Более 80% опрошенных признались: продолжили работать в том же темпе. Лишь менее 10% потратили это время на отдых.
При этом далеко не везде использование интеллектуальных систем формально одобрено. В одних компаниях работникам не разъясняют правила, в других — даже не поощряют инициативу. С таким подходом трудно говорить о реальном эффекте.
В реальности люди не идут к начальству с предложением взять на себя больше из-за роста продуктивности. Некоторые и вовсе скрывают, насколько стали быстрее, чтобы не получить больше задач.
В чем сложность?

Согласно опросу IBM, только 25% корпоративных ИИ-проектов достигают заявленной окупаемости. Остальные буксуют — часто из-за слабой подготовки персонала, отсутствия внятных задач или элементарного недоверия к системе.
ИИ пока не заменил работников и не увеличил зарплаты. Он облегчает рутину — но не меняет правила игры. Возможно, настоящая трансформация еще впереди, или это просто новая форма автоматизации.
Ранее мы рассказывали, как ИИ помогает банкам определять кредитоспособных заемщиков.