Применение ИИ не экономит рабочее время и не влияет на зарплаты

Новое исследование в Дании показало: даже в компаниях, где активно используют цифровых помощников, сотрудники сэкономили лишь 3% времени, а прибавки к зарплате получили единицы. Пока что это больше ожидания, чем реальный результат.
Алексей Петров
Автор Наука Mail
Офис
Чат-боты на основе ИИ уже используются на рабочих местах, но пока не так успешноИсточник: Unsplash

Большие надежды

Инструменты ИИ давно стали частью офисной рутины, а компании инвестируют миллиарды. Команда исследователей — Андерс Хумлум из Университета Чикаго и Эмили Вестегаард из Копенгагенского университета — решила проверить, насколько эти ожидания оправданы, и выяснила: почти нет.

В исследовании участвовали 25 000 сотрудников в 7 000 организациях. Ученые сосредоточились на профессиях наиболее подверженных влиянию автоматизации: бухгалтеры, специалисты по поддержке клиентов, HR, маркетологи, юристы, разработчики, журналисты и преподаватели.

В среднем ИИ сократил рабочее время всего на 3%, а рост зарплат был отмечен только в 3−7% случаев — массового повышения эффективности или сокращения затрат не произошло.

Куда уходит сэкономленное время?

Совещание в офисе
Сотрудники предпочитают скрывать использование ИИ, чтобы не получить больше задачИсточник: Unsplash

В основном — на другие задачи. Более 80% опрошенных признались: продолжили работать в том же темпе. Лишь менее 10% потратили это время на отдых.

При этом далеко не везде использование интеллектуальных систем формально одобрено. В одних компаниях работникам не разъясняют правила, в других — даже не поощряют инициативу. С таким подходом трудно говорить о реальном эффекте.

В реальности люди не идут к начальству с предложением взять на себя больше из-за роста продуктивности. Некоторые и вовсе скрывают, насколько стали быстрее, чтобы не получить больше задач.

В чем сложность?

Офис
ИИ облегчает рутину — но не меняет правила игрыИсточник: Unsplash

Снаружи кажется, что технологии перевернули рынок. На деле — много громких обещаний, но мало результатов. Компания Klarna заявляла о замене поддержки на ИИ, но позже сообщила об убытках. Duolingo тоже сократила эксперименты после волны негатива от пользователей.

Согласно опросу IBM, только 25% корпоративных ИИ-проектов достигают заявленной окупаемости. Остальные буксуют — часто из-за слабой подготовки персонала, отсутствия внятных задач или элементарного недоверия к системе.

ИИ пока не заменил работников и не увеличил зарплаты. Он облегчает рутину — но не меняет правила игры. Возможно, настоящая трансформация еще впереди, или это просто новая форма автоматизации.

Ранее мы рассказывали, как ИИ помогает банкам определять кредитоспособных заемщиков.