Как сюсюканье взрослых формирует язык малышей

Международная группа ученых подтвердила, что взрослые осознанно искажают гласные звуки, разговаривая с младенцами. Это явление встречается как минимум в 10 языках и может играть ключевую роль в развитии речи у детей.
Екатерина Альбова
Автор Наука Mail
Женщина держит ребенка на руках
Наш метаанализ подтверждает, что матери преувеличивают гласные в речи, обращенной к младенцам, по крайней мере на 10 языкахИсточник: Unsplash

Долгое время считалось, что сюсканье — это просто милая привычка взрослых, но новое исследование показало, что это явление имеет глубокую лингвистическую основу. Ученые из Токийского университета, Амстердамского университета, Университета PSL и Орхусского университета провели масштабный метаанализ и выяснили: взрослые действительно меняют свою речь, обращаясь к младенцам, причем делают это систематически.

Речь, направленная на младенцев, отличается от обычного общения между взрослыми. Один из самых спорных аспектов сюсканья — это гиперартикуляция гласных, то есть их намеренное преувеличение. Некоторые исследователи утверждали, что это помогает младенцам лучше различать звуки, в то время как другие считали, что изменения в речи связаны просто с эмоциональной окраской. Новое исследование поставило точку в этом вопросе.

Ребенок на руках у женщины
Исследование подтвердило, что сюсканье — не просто милая привычка, а универсальный лингвистический феномен, который помогает младенцам осваивать языкИсточник: Unsplash

Ученые проанализировали данные 20 исследований, где использовалась схожая методология, и еще 35 работ, посвященных общению с малышами в разных языковых группах. Оказалось, что гиперартикуляция гласных — не случайное явление, а устойчивая закономерность. Взрослые действительно растягивают и подчеркивают гласные звуки, когда говорят с малышами, и это происходит как минимум в 10 языках.

«Наш метаанализ подтверждает, что матери и другие взрослые преувеличивают гласные в речи, обращенной к младенцам. Однако важно учитывать, что методы исследований различаются, и обобщать данные по разным языкам нужно с осторожностью».
Ирена Ловчевич
ведущий автор исследования

Одним из неожиданных выводов стало то, что на результаты исследований влияет даже способ измерения звуков — например, использование Герц или Мелов. Это означает, что методология может серьезно искажать данные, и ученым нужно более тщательно подходить к выбору инструментов анализа. Кроме того, исследователи отметили, что в большинстве работ размеры выборок были слишком малы для точных выводов. Особенно это касается менее распространенных языков.  Теперь ученые планируют изучить, как другие факторы — например, частота речевого взаимодействия или эмоциональная окраска голоса — влияют на развитие речи у младенцев. Это открытие может помочь в разработке новых методик раннего развития. 

Ранее ученые рассказали, как родительское мировоззрение формирует детскую эмпатию.