Обучение нейронаукам может подорвать критическое мышление педагогов

Нейронаука становится популярной в педагогике, но новое исследование предупреждает — слишком большое внимание к ней может снизить самостоятельность учителей и ограничить их критическое мышление. Важно сохранять баланс между биологическими знаниями и педагогическим опытом.
Владимир Барышев
Автор Наука Mail
Нейробиология
Растущее влияние нейронауки на педагогическую практику может подорвать самостоятельность и критическое мышление учителей, если игнорировать их педагогический опыт и социальный контекстИсточник: Unsplash

В журнале Critical Studies in Education вышла работа исследователей из Эксетерского университета, которая анализирует влияние нейронауки, науки о мозге, на работу учителей. Нейробиология активно внедряется в образовательную практику через курсы повышения квалификации, популярные во многих странах. Однако исследование показывает, что такой акцент не всегда учитывает социальный и культурный контекст школ, где работают педагоги.

Если учителям внушают, что биологические знания важнее их опыта и педагогических навыков, это может привести к чувству обесцененности и подорвать профессиональную уверенность. Авторы исследования предупреждают: нейронаука полезна, но только если она рассматривается как дополнение к традиционным знаниям, а не как универсальный или главный метод обучения.

Школа
Обучение нейробиологии дает учителям уверенность и ощущение профессиональной легитимности, но без критического подхода это может привести к псевдоэкспертности и обесцениванию других важных педагогических навыковИсточник: Unsplash

Особое внимание уделено ситуациям в Чили, где исследователи провели опрос 19 учителей и педагогов, а также проанализировали доступные с 2007 по 2023 год курсы повышения квалификации по нейронауке. Результаты показали, что учителя часто воспринимают обучение нейробиологии как способ повысить свой авторитет и уверенность. Однако вместе с этим растет риск воспринимать нейронауку как панацею, что может ослабить их способность учитывать социальное неравенство и другие важные аспекты педагогики.

Доктор Дэниел Лейтон отметил, что профессиональная ценность педагогических навыков не должна снижаться. Нейронаука, например, может помочь понять, как дети учатся, и что влияет на их мозг, включая питание, но это лишь часть большой картины. Важно, чтобы учителя продолжали привносить понимание социального контекста, в котором они работают.

Анатомия
Нейронаука должна дополнять, а не заменять традиционные методы и знания учителей, сохраняя уважение к их роли в понимании социального неравенства и сложностей образовательной средыИсточник: Unsplash.com/CC0

Исследователи также обратили внимание на отсутствие регулирования и контроля качества нейрокурсов. Это ведет к появлению не всегда достоверной информации и псевдоэкспертов, что может вводить педагогов в заблуждение. Исследование призывает использовать нейронауку критически, сочетая ее с опытом и знаниями педагогов.

Таким образом нейронаука может стать ценным инструментом, но только при уважении и поддержке профессионализма учителей и их роли в сложной социальной системе школы.

Нейронаука продолжает удивлять своими открытиями и практическими достижениями в образовании и медицине. Ранее Наука Mail рассказала о том, как ученым удалось расшифровать мозговые механизмы речи и создать технологии, возвращающие голос людям с параличом.