
По данным исследований, дислексия встречается у 5–20% людей. Для них чтение становится медленным и утомительным занятием, сопровождается ошибками и потерей смысла.
У одних причина трудностей связана с обработкой звуков речи, у других — с восприятием визуальной информации или с особенностями внимания. Поэтому сегодня дислексию рассматривают не как одно нарушение, а как спектр возможных проявлений.
Главное — понимать: дислексия не имеет отношения к лени или невнимательности. Это нейробиологическая особенность, и чем раньше она выявлена, тем легче подобрать стратегии помощи.
В науке есть несколько гипотез возникновения дислексии:
- фонологическая (сложности с различением звуков и совершением операций с ними);
- гипотеза двойного дефицита (одновременные проблемы с точностью и скоростью обработки информации);
- гипотеза временной дискретизации (трудности с восприятием звуков в потоке речи);
- особенности автоматизации и разные варианты дефицитов зрительной обработки.
Эти подходы показывают, что дислексия может иметь разные формы и требует индивидуального подхода к диагностике и поддержке.

Результаты исследования об этом опубликованы в журнале «Физиология человека».
Для диагностики специалисты Центра языка и мозга ВШЭ создали специальные приложения — «ЛексиМетр» для детей и «ЛексиМетр-В» для взрослых. Они доступны в RuStore и позволяют стандартизированно оценить навыки чтения.
Ранее Наука Mail рассказывала, что ученые обнаружили связь между проблемами речи и нарушениями чувства ритма.
