чтение

ВШЭ: трудности чтения — не признак лени, а проявление дислексии

5 октября во всем мире отмечается День осведомленности о дислексии. Эксперт Высшей школы экономики Светлана Дорофеева — о том, почему трудности с чтением не связаны с интеллектом или старанием, а отражают особенности работы мозга.
девочка сидит с книгой на коленях
Для людей с дислексией чтение становится долгим и утомительным занятиемИсточник: Unsplash

По данным исследований, дислексия встречается у 5–20% людей. Для них чтение становится медленным и утомительным занятием, сопровождается ошибками и потерей смысла.

У одних причина трудностей связана с обработкой звуков речи, у других — с восприятием визуальной информации или с особенностями внимания. Поэтому сегодня дислексию рассматривают не как одно нарушение, а как спектр возможных проявлений.

Главное — понимать: дислексия не имеет отношения к лени или невнимательности. Это нейробиологическая особенность, и чем раньше она выявлена, тем легче подобрать стратегии помощи.
Светлана Дорофеева
научный сотрудник Центра языка и мозга НИУ ВШЭ

В науке есть несколько гипотез возникновения дислексии:

  1. фонологическая (сложности с различением звуков и совершением операций с ними); 
  2. гипотеза двойного дефицита (одновременные проблемы с точностью и скоростью обработки информации);
  3. гипотеза временной дискретизации (трудности с восприятием звуков в потоке речи);
  4. особенности автоматизации и разные варианты дефицитов зрительной обработки.

Эти подходы показывают, что дислексия может иметь разные формы и требует индивидуального подхода к диагностике и поддержке.

коллаж из приложенной к уху ладони и схемы звуковых колебаний
Дислексия может быть вызвана со сложностями восприятия звуков и обработки информацииИсточник: Freepik

Результаты исследования об этом опубликованы в журнале «Физиология человека». 

Для диагностики специалисты Центра языка и мозга ВШЭ создали специальные приложения — «ЛексиМетр» для детей и «ЛексиМетр-В» для взрослых. Они доступны в RuStore и позволяют стандартизированно оценить навыки чтения.

Ранее Наука Mail рассказывала, что ученые обнаружили связь между проблемами речи и нарушениями чувства ритма.