«Эндьюранс»

Спустя век вскрылась правда о гибели корабля «Эндьюранс»

Причина неудачи антарктической экспедиции начала XX века кроется в конструктивных недостатках судна. Владелец корабля знал о них, но решил рискнуть.
Автор Наука Mail
«Эндьюранс»
«Эндьюранс» и его команда больше 10 месяцев находились в ледяном пленуИсточник: Wikimedia

В 1915 году британский исследователь Эрнест Шеклтон и его команда на несколько месяцев застряли в Антарктике после того, как их корабль «Эндьюранс» застрял во льдах и в конце концов затонул в море Уэдделла. Чудом вся команда выжила. В популярном повествовании об этом знаменитом путешествии есть две ключевые ошибки: что «Эндьюранс» был самым прочным полярным кораблем своего времени и он затонул после того, как лед оторвал руль.

Автор недавно вышедшего в Polar Record исследования Юкка Тухкури из университета Аалто (Финляндия) уверен, что «Эндьюранс» затонул бы даже с неповрежденным рулем. Дело в том, что корабль не был рассчитан на такое путешествие.

Тухкури — полярный исследователь и один из ведущих специалистов по изучению льда в мире. Он был в числе ученых, участвовавших в миссии, которая обнаружила в 2022 году место крушения «Эндьюранс».

Исследователь провел военно-морской архитектурный анализ судна в условиях сжатия льдом, чего раньше никто не делал. Затем он сравнил эти результаты с подводными изображениями затонувшего корабля. Тухкури также изучил аналогичные деревянные полярные экспедиционные суда и стальные ледоколы, построенные в конце 1800-х — начале 1900-х годов.

Конструкция балок первых антарктических кораблей
Схема поперечных сечений первых антарктических кораблей. «Эндьюранс» принадлежал первому типу (а)Источник: Polar Record

Как выяснилось, «Эндьюранс» изначально создавался для полярного туризма и охоты на белых медведей и моржей в Арктике. У кромки льда кораблям требовалась лишь достаточно прочная обшивка и каркас, чтобы выдерживать случайные столкновения со льдинами. Однако в условиях паковых льдов, когда необходимо учитывать их давление, ключевую роль играют палубные балки, которых у судна не было.

Самым удивительным открытием стало то, что Шеклтон знал о конструктивных недостатках «Эндьюранс» еще до начала экспедиции. Почему он выбрал судно, не приспособленное для работы во льдах, остается загадкой. Возможно, причина кроется в нехватке средств или времени.

Ранее Наука Mail рассказывала, что за поисками «Титаника» США скрыли секретную операцию против СССР. Об этом телеканалу CNN сообщил ведущий исследователь поисковой экспедиции Роберт Баллард.