
Знаменитый детский портрет, который на протяжении столетий считался изображением юной Марии-Антуанетты, на самом деле изображает ее старшую сестру. К такому сенсационному выводу пришла профессор Катриона Сет, специалист по французской литературе из Оксфордского университета. Акварель работы женевского художника Жана-Этьена Лиотара, созданная в 1762 году, известна во всем мире: на ней девочка с челноком для ткачества и красной нитью смотрит на зрителя уверенным и властным взглядом. Однако профессор Сет, занимаясь исследованием для новой книги, обнаружила неопровержимые доказательства ошибки.
Ключевой зацепкой стало украшение на груди девочки — медаль с красным крестом под черной лентой. Ученый идентифицировала его как Орден Звездного Креста, австрийскую династическую награду для аристократок. Важнейшим фактом является дата его получения. Согласно историческим хроникам, Мария-Антуанетта была удостоена этой почести лишь в 1766 году, то есть через четыре года после создания портрета. В то же время ее сестра, Мария Каролина, получила орден как раз в 1762 году, когда Лиотар работал при венском дворе.

Более того, исследовательница предложила новую идентификацию для другого, менее известного портрета кисти Лиотара. На нем изображена улыбающаяся девочка, которая прижимает к груди розу. Ученый утверждает, что именно это и есть подлинное изображение Марии-Антуанетты. В пользу этой версии говорят несколько деталей: роза была повторяющимся мотивом на портретах королевы на протяжении всей ее жизни, а также характерные серьги, которые она носила и в более зрелом возрасте.
Кроме того, девочка на этом портрете кажется младше, а у Марии-Антуанетты не было младших сестер. Предполагается, что за последние 250 лет произошла путаница, в результате которой личности сестер на картинах были перепутаны. В Музее искусств и истории Женевы, где хранятся работы, подтвердили, что ошибка существовала уже при поступлении картин в коллекцию в 1947 году.

Это открытие заставляет пересмотреть устоявшийся визуальный образ одной из самых известных монархов в истории. Суровое выражение лица на ошибочно атрибутированном портрете долгое время формировало представление о характере Марии-Антуанетты, интерпретируясь как предзнаменование ее трагической судьбы. Теперь же галереям, библиотекам и веб-сайтам по всему миру предстоит внести исправления в подписи к репродукциям. Это открытие напоминает, что история искусства полна загадок, и даже самые укоренившиеся представления могут быть ошибочными, требуя от ученых постоянного внимания и перепроверки фактов.
Ранее в Париже нашли считавшуюся утраченной 400 лет картину Рубенса.
