
На примере романов Джейн Остин исследователи из Университета Малаги (Испания) рассказали, как художественная литература тренирует теорию разума — способность «читать мысли» и понимать мотивы других людей Знаменитый роман «Гордость и предубеждение» начинается со случайной беседы, которую главная героиня Элизабет Беннет слышит о себе.
Мистер Дарси нелестно о ней отзывается, даже не подозревая, что его слова слышат другие. Этот миг рождает долгие и сложные взаимоотношения между двумя персонажами, каждый из которых строит догадки о мыслях и чувствах другого. Читатель же оказывается в уникальной позиции наблюдателя, которому доступны тайные переживания героев, что превращает чтение в настоящий эксперимент по интерпретации человеческих эмоций.

Наслаждение от подобной литературы глубоко связано с теорией разума — врожденной способностью приписывать окружающим определенные ментальные состояния, такие как намерения, желания или эмоции. Без этого навыка любое повествование потеряло бы свой смысл, ведь мы не могли бы поставить себя на место персонажей и понять скрытые пружины их поступков. Научное изыскание подтвердило, что чтение художественной литературы эффективно развивает эту способность. Проза Джейн Остин является идеальным примером для таких тренировок благодаря своей психологической сложности.
Писательница виртуозно использует сюжеты, построенные на обмане, иронии и социальных условностях, чтобы отразить тонкую структуру человеческих отношений. В центре ее внимания всегда находится внутренний мир героев, а попытки понять его порождают конфликты и делают персонажей живыми и близкими. Так, читателю приходится следить не только за тем, что думает Элизабет о Дарси, но и за тем, что, по ее мнению, Дарси думает о ней, и что он на самом деле предполагает о ее чувствах к другому персонажу.

Чтобы распутать этот клубок, сознание читателя активно работает, постоянно пересматривая предыдущие уровни интерпретации. Когнитивная психология утверждает, что человеческий разум с легкостью оперирует тремя и более уровнями такой рекурсии, а сложная литература служит естественным и эффективным тренажером для этого умения. Одним из главных инструментов Остин, погружающих нас в сознание героев, является прием под названием «несобственно-прямая речь». Этот нарративный метод стирает границы между голосом рассказчика и мыслями персонажа, создавая эффект непосредственного присутствия внутри его разума. Из-за этой стилистической неоднозначности читатель вынужден постоянно быть начеку, активируя свою теорию разума, чтобы определить, кто на самом деле говорит, что говорящий чувствует на самом деле, и нет ли противоречия между его словами и истинными чувствами.
Таким образом, чтение Остин — это больше, чем развлечение. Это глубокая работа подсознания, которая через многослойную цикличность и погружение в чужие переживания оттачивает важнейший социальный навык — умение понимать других людей.
Ранее ИИ ответил на вопрос ученых, что делает книгу классикой.

