
Новое исследование, проведенное специалистами из Королевского колледжа Лондона, Гарвардского и Йоркского университетов, выявило прямую связь между социальным неравенством и развитием головного мозга у детей. Ученые проанализировали данные более 8000 детей в возрасте 9−10 лет, проживающих в 17 штатах США, сопоставив информацию об их мозге с уровнем экономического неравенства в регионе, который измеряется коэффициентом Джини. Результаты показали, что жизнь в условиях неравенства может оказывать измеримое структурное воздействие на ключевые области мозга.
Исследователи учитывали множество побочных факторов, таких как доход конкретной семьи, уровень образования родителей и доступ к медицине, чтобы выделить именно влияние общественного неравенства. Анализ данных магнитно-резонансной томографии показал, что у детей из более неравных штатов кора головного мозга — его внешний слой — была тоньше, а также наблюдались значительные различия в площади поверхности коры в нескольких регионах. Помимо структурных изменений, функциональная МРТ выявила нарушения в коммуникации между основными нейронными сетями мозга.

Последующий анализ психического здоровья этих же детей спустя полтора года показал, что выявленные нейробиологические различия частично объясняют связь между проживанием в неравном обществе и последующим возникновением психических расстройств. Это означает, что экономическое неравенство на уровне штата создает среду, которая может негативно влиять на траекторию развития мозга, повышая риски для ментального благополучия подрастающего поколения.
Полученные данные открывают дорогу для новых дискуссий о разработке мер, направленных на поддержку здорового развития детей, растущих в условиях социально-экономического расслоения. В будущем команда планирует проверить свои выводы на данных из Великобритании и других стран, а также проследить за тем, как выявленные изменения развиваются с течением времени.
Ранее ученые рассказали, что стресс из-за денег при беременности влияет на мозг ребенка.

