Скорость. Автомобиль быстро едет по зимней дороге

Безопасный лед: реагенты проверили на токсичность

Новые антигололедные смеси с хлоридом кальция позволяют сражаться с гололедом при –30 °C. Эксперименты показали, что его влияние на экосистемы ограничено, и почва быстро восстанавливается.
Автор Наука Mail
зимняя дорога на фоне гор
Земля у дорог, обработанных современными реагентами, показала устойчивость к загрязнениюИсточник: ru.wikipedia.or

Безопасность на зимних дорогах — основная задача российских коммунальных служб. Чтобы трассы не превращались в каток, каждую зиму на них высыпают миллионы тонн противогололедных реагентов, чаще всего — обычную техническую соль. Она надежно работает до −15 °C, но в суровые морозы, охватывающие две трети страны, бессильно вмерзает в лед. Тогда на смену приходит более «продвинутая» смесь — с добавлением хлорида кальция, сохраняющего активность даже при −30 °C. Казалось бы, идеальное решение. Но чем безопаснее дорога для водителя, тем сложнее жизнь у растений и почв вдоль трасс: соли накапливаются, меняют состав земли и вытесняют привычные виды.

Чтобы оценить масштаб этой угрозы, исследователи Пермского Политеха провели двухлетнюю работу. Они отобрали пробы снега и почвы на разных расстояниях от федеральной трассы и проверили их на токсичность, используя «живые индикаторы» — семена редиса, микроводоросли, рачков-дафний и крошечных почвенных членистоногих. Эти организмы мгновенно реагируют на малейшее загрязнение.

автомобиль на зимней трассе
При правильной дозировке противогололедные реагенты не превращают землю в солончак и не губят растения даже вблизи трассыИсточник: Unsplash

Даже талая вода, собранная всего в десяти метрах от дороги, не вызвала острого токсического эффекта: редис прорастал нормально, водоросли и дафнии сохраняли активность. Однако почва все же менялась — становилась более соленой и щелочной, а видовое разнообразие растений сокращалось почти вдвое. Если в 25 м от трассы росло 29 видов, то в 10 м — лишь 15.

На следующем этапе эксперимента ученые проверили, как ведет себя промышленный реагент с 78% хлорида натрия и 21% хлорида кальция. На тестовых участках вносили дозы от 0 до 700 г/м². Засоление достигало максимума сразу после обработки, но уже весной соли почти полностью вымывались талой водой. Природа, как выяснилось, умеет самоочищаться — по крайней мере, в верхних слоях почвы.

В лаборатории исследователи определили порог опасности: при содержании солей выше 3% растения погибают, а для самых чувствительных почвенных организмов — коллембол — критическим оказался уровень 2%. В реальных условиях таких концентраций не наблюдалось: максимальные показатели рядом с дорогой не превышали 0,2%.

Полученные данные позволяют точнее устанавливать безопасные нормы применения реагентов и сохранять равновесие между дорожной безопасностью и экологией. Ведь дороги должны быть не только чистыми ото льда, но и не оставлять за собой выжженную солью землю.

Ранее Наука Mail рассказывала о том, что ученые раскрыли причины холода в квартирах в отопительный сезон.