Слух

В МГУ изучили роль тета-ритмов в процессе обучения

Специалисты Московского государственного университета обнаружили, что тета-ритмы головного мозга играют решающую роль в процессе обучения комплексным ассоциациям. Это открытие объясняет, как наш мозг объединяет разрозненные сигналы в целостные образы, делая поведение более адаптивным и эффективным.
Автор Наука Mail
Мужчина держит в руках рисунок мозга
Ученые исследовали, как мозг кодирует комплексные сигналы в процессе обученияИсточник: Freepik

Ученые Междисциплинарной научно-образовательной школы МГУ «Мозг, когнитивные системы, искусственный интеллект» провели исследование, которое проливает свет на фундаментальные механизмы обучения и памяти. С помощью метода магнитоэнцефалографии они изучили, как мозг кодирует комплексные сигналы, состоящие из нескольких компонентов. 

Человеческое поведение во многом основано на способности не просто воспринимать отдельные стимулы, а объединять их в сложные конфигурации. Именно этот процесс, известный как конфигурационное обучение, позволяет нам распознавать лица, понимать сложные понятия и предсказывать события на основе многокомпонентных сигналов. Однако нейрофизиологические основы этого явления, в частности, взаимодействие между гиппокампом и корой больших полушарий, долгое время оставались недостаточно изученными.

В ходе эксперимента участникам предъявляли как изолированные зрительные и слуховые стимулы, так и их комплексные комбинации, некоторые из которых сопровождались легким электрокожным раздражением. Анализируя данные магнитоэнцефалографии, исследователи сфокусировались на тета-ритме, который является основным ритмом гиппокампа во время решения когнитивных задач.

Ухо человека
В исследовании ученых МГУ участникам предъявляли зрительные и слуховые стимулы — как по отдельности, так и в виде комплексных комбинацийИсточник: Freepik

Результаты показали четкую закономерность: мощность тета-осцилляций значительно возрастала именно в ситуациях обучения на комплексных стимулах. При этом активировались ключевые ассоциативные области новой коры, включая префронтальные, височные и теменно-затылочные зоны. Эта синхронизированная активность свидетельствует о тесном функциональном взаимодействии гиппокампа и коры головного мозга.

Как пояснил доцент кафедры высшей нервной деятельности биологического факультета МГУ Борис Чернышев, когда мозг сталкивается с комплексным стимулом, он работает не как простая сумма его элементов. Включаются специальные механизмы связывания, где тета-ритм выступает универсальным кодом такого взаимодействия. Этот нейрофизиологический процесс позволяет человеку гораздо быстрее формировать целостные ассоциации, что в конечном счете делает его поведение более гибким и адаптивным в постоянно меняющихся условиях окружающей среды. 

Ранее в МГУ выявили ключевую роль нестина в лечении сердца и почек.