
Ученые Набережночелнинского филиала Университета управления ТИСБИ завершили 12-недельный эксперимент, в рамках которого им удалось установить: включение барьерного бега в школьную программу позволяет значительно улучшить физические показатели подростков. Об этом Науке Mail сообщили в пресс-службе вуза.
Школьников разделили на две группы. Первая тренировалась по стандартной программе, а вторая — по новой методике с барьерным бегом. Программа занятий длилась три месяца. На первом этапе ученики осваивали технику и ритм бега. Затем месяц они преодолевали барьеры на коротких дистанциях. Финальные четыре недели включали соревновательные упражнения и эстафеты с элементами барьерного бега.
Эксперимент показал статистически значимый рост результатов:
- в беге на 30 м результаты улучшились на 8,5%;
среднее время пробегания дистанции сократилось с 5,12 с до 4,85 с;
в челночном беге 4×9 м прогресс составил 6,7% — с 10,2 до 9,8 с;
наибольший прогресс — в прыжке в длину с места, где результат вырос на 12,3% (со 182 см до 195 см), что свидетельствует о развитии взрывной силы ног.

Ученые объясняют эффективность методики несколькими причинами. Мощное отталкивание при преодолении барьеров развивает взрывную силу. Быстрая смена фаз полета и бега совершенствует ритм и частоту шагов. Различная высота (50–76 см) и расстояние (5–8 м) между барьерами тренируют адаптацию нервно-мышечной системы.
«Нагрузку увеличивали постепенно — от 60% от максимальной в начале до 90% на финальном этапе. Все время за здоровьем участников следили медики. Улучшение в челночном беге подтверждает не только рост скоростно-силовых качеств, но и координационных способностей. Барьерный бег комплексно воздействует на физическую подготовку подростков 14-15 лет. Этот возраст считается сенситивным периодом для развития таких качеств», — подчеркивают ученые.
Ученые рекомендуют включать барьерный бег в уроки физкультуры 2–3 раза в неделю по 15–20 минут, сочетая его с прыжками, спринтом и играми. Методику предлагают внедрить для учеников 8–9-х классов, чтобы улучшить их физическую подготовку. Результаты исследования опубликованы в журнале «Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта». Экспериментом руководили профессор Зинаида Кузнецова и магистрант Екатерина Будкина.
Ранее Наука Mail писала о том, что большие группы студентов эффективнее работают с ИИ.
