
Современные большие языковые модели, включая ChatGPT-4 и Claude Sonnet, демонстрируют впечатляющие возможности в решении задач, однако их попытки вести беседу по-прежнему кажутся искусственными. Как показало исследование ученых из Норвежского университета естественных и технических наук и других европейских вузов, эти системы говорят иначе, чем люди, и окружающие могут это распознать. Специалисты провели серию тестов, сравнив расшифровки реальных телефонных разговоров между людьми с диалогами, которые генерировали языковые модели. Затем они проверили, смогут ли добровольцы отличить одни от других. В большинстве случаев людей обмануть не удалось.
Одной из ключевых проблем является так называемое преувеличенное выравнивание. В человеческом общении присутствует легкое и естественное подражание собеседнику, когда мы неосознанно адаптируем свою речь. Однако крупные языковые модели склонны к слишком явной и чрезмерной имитации, что создает ощущение неестественности и настораживает слушателя.
Кроме того, искусственный интеллект плохо справляется с использованием коротких слов, которые люди постоянно применяют в бытовой речи. Речь идет о «так», «ну» или «вроде». Эти слова выполняют важную социальную функцию, сигнализируя о заинтересованности или помогая структурировать беседу. В больших языковых моделях они используются по-другому, часто не к месту, что и выдает их нечеловеческую природу.

Еще одним сложным моментом для искусственного интеллекта являются функции открытия и закрытия диалога. Люди не начинают и не заканчивают разговор резко. В реальной жизни беседа обычно предваряется фразами приветствия и легкой светской болтовней, а завершается плавно, с использованием таких слов, как «ладно» или «увидимся». Крупным языковым моделям сложно имитировать эти плавные, невербально обусловленные переходы между фазами разговора. Они часто пропускают их или делают это слишком формально, без свойственной людям легкости.
Как отмечает доцент Лукас Биетти с кафедры психологии Норвежского университета, разработки в области ИИ идут так быстро, что вскоре ситуация может измениться. Однако ученый полагает, что даже будущие усовершенствования позволят лишь сократить разрыв, но не устранят ключевые различия между человеческим и машинным общением.
Ранее ученые проанализировали, может ли ИИ заменить репетиторов.

