Огни автомобилей в тоннеле

Эксперт оценил возможность строительства тоннеля под Беринговым проливом

Строительство тоннеля под Беринговым проливом между Россией и США — одна из самых амбициозных идей XXI века. По словам Дмитрия Козлова, заведующего кафедрой гидравлики и гидротехнического строительства Московского государственного университета (МГСУ), с инженерной точки зрения проект сложен, но технически осуществим.
Авторы и эксперты
Главный редактор Наука Mail
Заведующий кафедрой ГиГС НИУ МГСУ
Тоннель
Эксперт МГСУ оценил идею возможного строительства тоннеля через Берингов проливИсточник: legion-media.ru

Идея строительства тоннеля между Россией и США через Берингов пролив снова обсуждается на высоком уровне. Реализация такого проекта крайне сложна, но при современном уровне инженерных технологий возможна — считает Дмитрий Козлов, доктор технических наук, заведующий кафедрой кафедрой гидравлики и гидротехнического строительства МГСУ.

Берингов пролив — это участок между Чукоткой и Аляской шириной около 90 км и средней глубиной до 50 метров. Дно представляет собой мелководный шельф с ровным рельефом, однако природные условия здесь крайне суровы: сильные ветра, морские течения, низкие температуры и подвижные льды.

Главная инженерная проблема — необходимость бурения и прокладки тоннеля под морским дном в условиях недостаточно изученной геологической структуры и в зоне мелкофокусных землетрясений, но при сейсмичности, не превышающей 7,5 баллов.
Дмитрий Козлов
эксперт

Кроме того, проект потребует продуманной логистики: доставки тоннелепроходческих комплексов в труднодоступный район, создания временной инфраструктуры для тысяч строителей и морских платформ для буровых работ.

При этом мировой опыт демонстрирует, что глубоководные тоннели успешно работают в гораздо более сложных условиях. Японский тоннель «Сэйкан» длиной 54 км эксплуатируется с 1980-х годов в зоне с сейсмичностью до 9 баллов. В 1990-е был открыт тоннель под Ла-Маншем, а в Китае сейчас реализуется проект Бохайского тоннеля длиной 127 километров и стоимостью около 43 млрд долларов. Он должен сократить транспортные расходы почти на 4 млрд долларов в год и окупиться примерно за 11 лет.

Тоннель по мнению нейросети
Строительство тоннеля между Россией и США — сложная, но реализуемая инженерная задачаИсточник: Авто Mail

Современные технологии тоннелестроения — например, проходческие комплексы «Qiangji» диаметром до 12,7 м, автоматические системы воздушных подушек и гидравлические цилиндры — позволяют безопасно вести работы даже в твердых породах и под давлением воды.

По оценкам начала 2010-х годов, стоимость строительства тоннеля под Беринговым проливом составляла от 30 до 65 млрд долларов, но, по словам Козлова, применение современных технологий может снизить затраты до 8 млрд и сократить сроки строительства до 10 лет.

«Главное условие реализации — синхронизация инженерных, технологических и политических усилий России и США. Только совместный подход позволит воплотить этот проект в жизнь».

Ранее мы рассказывали о создании модели человеческого мозга с шестью типами клеток.