
Ученые из Орхусского университета (Дания) провели исследование, чтобы выяснить, какие именно активности, связанные со страхом, нравятся детям, как часто они в них участвуют и в каком социальном контексте получают этот важный для формирования психики опыт. Результаты исследования опубликованы в журнале Child Psychiatry & Human Development.
Ребенок с самого раннего возраста взаимодействует со страхом. Однако такой опыт не всегда негативен. Часто дети ищут пугающие впечатления, встраивают их в игру, чтобы «приручить» их.
Ученые опросили 1600 участников, у которых были дети от года до 17 лет. В анкете перечислялись 19 видов занятий, связанных с «развлекательным страхом»: от игры в догонялки до просмотра фильмов ужасов. Родители должны были ответить, нравится ли то или иное занятие ребенку, как часто, где и с кем он получает такой опыт.
Результаты показали, что почти всем детям нравились развлекательные занятия, в которых присутствовал элемент пугающего: 70% детей выбирали такие активности не менее одного раза в неделю, а 20% — ежедневно. Самым популярным занятием, которое щекотало нервы и одновременно приносило удовольствие, оказалось катание на горках, качелях, аттракционах. Затем следовали видеоигры, фильмы и шоу с элементами ужаса. Меньше всего детей привлекали мероприятия с нарушением правил и причинением боли.

Ученые выявили четкие закономерности в количестве и способе получения пугающих ощущений, которые менялись с возрастом:
- от года до четырех лет количество вариантов «страшилок» увеличивалось, а с пяти до 17 лет немного снижалось;
дети младшего возраста чаще получали пугающие впечатления от сюжетно-ролевых игр, по мере взросления акцент смещался в сторону медиа и пугающего контента в соцсетях;
младшие дети получали пугающий опыт в компании родителей и родственников, подростки — с друзьями, а чем старше становился ребенок, тем вероятнее, что он испытывал страх на прочность в одиночестве.
Ученые предполагают. что такие изменения связаны с общим развитием детей. От сюжетно-ролевых игр, важных на раннем этапе развития, они переходят к видеоиграм, требующим развития мелкой моторики и внимания. Исследователи считают также, что добровольный контакт со страхом помогает детям оценивать свои силы, научиться контролировать эмоции, а переживание страха в компании способствует укреплению социальных связей.
Ранее Наука Mail рассказывала, в каком возрасте мозг достигает пика своей активности.

