Российские ученые выяснили, как преодолеть синдром утенка с помощью интерфейса

Пользователи часто предпочитают старые версии интерфейсов новым из-за когнитивного искажения, известного как синдром утенка. Он возникает, когда первый опыт взаимодействия с интерфейсом становится эталоном, с которым сравниваются все последующие обновления.
Иван Кабанов
Редактор Наука Mail
Ученые сравнили восприятие старой и новой версий приложения для аренды жилья, а также две версии студенческого портала
Ученые сравнили восприятие старой и новой версий приложения для аренды жилья, а также две версии студенческого порталаИсточник: Hi-Tech Mail

Исследователи НИУ ВШЭ провели два эксперимента по этой проблеме. Их исследование показало: простое повторное использование интерфейса помогает снизить эффект искажения и улучшить общее восприятие новой версии. 

Согласно работе ученых, опубликованной в Cognitive Processing, до сих пор синдром утенка в основном изучали в контексте пользовательского опыта (UX) и дизайна интерфейсов. Большинство данных поступало от UX-дизайнеров и специалистов по юзабилити. Они делились с исследователями своими наблюдениями в блогах и статьях. Однако научных данных о психологических механизмах этого феномена мало. Поэтому специалисты НИУ ВШЭ решили объяснить, почему пользователи так неохотно воспринимают изменения в дизайне интерфейсов.

В первом эксперименте ученые сравнили восприятие старой и новой версий приложения для аренды жилья. Участники выполняли ряд стандартных задач: найти жилье с помощью фильтров, сохранить информацию о нем и настроить аккаунт. Второй эксперимент провели на специально созданном студенческом портале, имевшем две версии. Они отличались цветовой схемой и расположением элементов меню. Исследования провели с двумя группами: экспериментальной и контрольной. В первом случае участники работали с двумя разными версиями интерфейса, во втором — дважды использовали одну и ту же версию.

После выполнения задач испытуемые оценивали удобство и общее впечатление от интерфейсов с помощью стандартных шкал: System Usability Scale (SUS), которую исследователи лаборатории недавно адаптировали для русскоязычных пользователей, и SUPR-Q, а также семантического дифференциала.

В обоих исследованиях ученые заметили тенденцию: пользователи стремились оценить выше тот интерфейс, с которым они взаимодействовали впервые, независимо от его реальных характеристик. Например, в первом эксперименте старая версия приложения получила более высокие оценки, хотя по функционалу новая была усовершенствованной. В случае со студенческим порталом также первая увиденная версия набирала больше положительных откликов, хотя различия в дизайне были минимальны.

Важно отметить, что синдром утенка обусловлен не только привычкой, связанной с регулярным использованием интерфейса, но и более глубокими психологическими механизмами: первое взаимодействие с системой формирует эмоциональный якорь, который сложно преодолеть. 
Екатерина Косова
автор исследования, младший научный сотрудник Научно-учебной лаборатории когнитивной психологии пользователя цифровых интерфейсов.

К слову, различия между восприятием новых и старых версий интерфейсов проявлялись не только на уровне осознанных оценок, но и в таких показателях, как скорость выполнения задач и эмоциональная вовлеченность участников.

Также ученые заметили: простое увеличение времени использования интерфейса способствует укреплению положительной оценки. В контрольных группах, где участники дважды работали с одной и той же версией сайта, при повторном использовании фиксировался небольшой рост оценок. Это означает, что формирование положительного отношения к интерфейсу возможно и после повторных взаимодействий. Следовательно, увеличение частоты и продолжительности использования интерфейса помогает сгладить негативные впечатления от обновлений.

По мнению исследователей, компании, разрабатывающие цифровые продукты, могут использовать эти знания для снижения негативного восприятия пользователями новых версий интерфейсов.

Ранее ученые из KAIST описали создание сверхкомпактного спектрометра высокого разрешения.