
Ранее он обитал только в Тихом океане, но попал в непривычный для себя регион из-за деятельности человека. Результаты научной работы показывают, что у крымского побережья рыба развивается даже быстрее, чем на своей родине. Поэтому пришелец имеет хорошие шансы стать массовым видом. Но может создать проблемы для местных креветок, крабов и знаменитой барабульки, а также лишить кормовой базы других черноморских хищников.
Корейский окунь в Черном море
Специалисты севастопольского Института биологии южных морей им. А. О. Ковалевского РАН провели исследование популяции корейского, или темного окуня у крымского побережья. Ранее этот вид, обитающий в Тихом океане, ни в Черном, ни в соседнем Средиземном море не встречался. Однако впервые попав в прибрежные воды Западного Крыма, скорее всего, из-за деятельности человека, он стал активно размножаться и всё чаще становиться добычей рыбаков по всему побережью. Статья с результатами работы опубликована в научном журнале Scientific Reports.
Собранные учеными данные показывают, что в новых для себя условиях окунь развивается даже быстрее, чем в своем естественном тихоокеанском ареале. Это дает ему большие шансы со временем стать массовым обитателем черноморских вод. Но это может таить и угрозу как для тех местных видов, которыми окунь питается, к примеру для креветок и барабуль, так и для тех местных хищников, в том числе скорпены и темного горбыля, которые употребляют сходные пищевые объекты.
— В раннем возрасте корейский окунь питается креветками, иногда крабами, а потом постепенно переходит на рыбу. Он становится активным и прожорливым хищником. Как любой инвазивный вид, окунь будет каким-то образом воздействовать на новую для себя экосистему. Например, он может конкурировать с коренными обитателями за кормовую базу. В целом перспективы расселения и роста популяции корейского окуня в Черном море можно считать благоприятными, что способно вызвать значительные изменения в прибрежных экосистемах, — сказал младший научный сотрудник отдела ихтиологии ФИЦ ИнБЮМ Игорь Тамойкин.
Впервые корейский окунь был обнаружен в Черном море в 2013 году в районе Балаклавы. Тогда специалисты не смогли правильно определить вид рыбы, так как даже не предполагали возможность встретить здесь обитателя Тихого океана. Его естественный ареал — у берегов Кореи, Японии, российского Дальнего Востока, Южного и Северного Китая. В Азии мясо рыбы считается деликатесом и ее активно разводят искусственно.
По версии крымских ученых, окунь мог попасть в Черноморский регион либо с балластными водами кораблей, либо со спатом — мальками устриц, которых привозили для разведения с Дальнего Востока. С годами этот вид стал встречаться у берегов Крыма всё чаще. Всего ученые изучили 18 особей, пойманных после 2019 года.
Вес самого крупного экземпляра составил 1610 г. Это была трехлетняя самка, полная икры. Как и другие пойманные окуни, она прекрасно развивалась, у нее было большое содержание жира и отсутствовали паразиты. Желудки рыб были наполнены пищей. Ученые сравнили характеристики имеющихся экземпляров с данными, полученными в естественном ареале вида. Большинство черноморских особей превосходили своих тихоокеанских родственников. Это позволило с большой вероятностью предположить, что скорость роста у новых обитателей значительно выше. То есть окунь чувствует себя в благоприятной среде.
У нового вида есть некоторые преимущества, которые могут помочь ему быстрее освоить эти территории. Во-первых, в отличие от большинства черноморских прибрежных видов рыб, средиземноморских, теплолюбивых по происхождению, он не уходит в зимнюю спячку, поэтому может активно питаться зимой, расширяя свой ареал. Во‑вторых, это живородящий вид. Самка выпускает в среду уже живых мальков, а не икру, которую еще должен оплодотворить самец. Это также повышает шанс окуня на успешное выживание.
Вид уже обнаружили у берегов Кавказа, Болгарии и Турции. Однако, по мнению ученых, очаг его распространения был у западного побережья Крыма, потому что здесь его ловят чаще и больше всего, а особи крупнее, чем в других районах. По словам специалистов, окунь ведет активную экспансию за счет рожденных уже в Черном море новых поколений мальков, которых разносят течения. Тихоокеанский житель уже зафиксирован в Мраморном море, а значит, можно скоро ожидать его появления и в Средиземноморье.
Корейский окунь предпочитает селиться в прибрежных скальных образованиях, гротах и пещерах, которых достаточно у берегов Крыма. Там много видов некрупных рыб, которые могут стать его кормовой базой. Если окунь будет здесь и дальше активно размножаться, то благодаря высоким вкусовым характеристикам его мяса в будущем вполне может стать популярным объектом прибрежного промыслового лова.
Чем опасны пришельцы из далеких морей
Виды-пришельцы наносят заметный ущерб экосистеме и экономике, только если приживаются в новом регионе. Корейский окунь как раз может стать таким натурализованным видом, пояснил «Известиям» эколог Артем Акшинцев.
— Как раз сейчас идет активное изучение и обсуждение экологического влияния данного нового вида на экосистему региона. Ведь это хищная рыба, которая выбивает и мальков местных видов, и беспозвоночных, потребляет много икры, личинок, конкурирует с местными хищниками. Всё это, вероятнее всего, ослабит популяцию промысловых рыб, которые уже добываются в Черном море, — сказал он.
Кроме окуня, в этом море подобным образом распространился, например, морской грецкий орех. По словам эксперта, ущерб от его внедрения в экосистему оценивается в $240 млн ежегодно. Другой — моллюски рапаны, они обходятся в $500 млн ежегодного ущерба. Хотя их промышленная переработка отчасти снижает потери. В целом по Черному морю зарегистрировано больше 200 инвазивных видов, добавил он.
Корейский окунь, вероятно, станет ценным объектом промысла, а впоследствии вид попадет из Черного в Азовское море, расширяя свой ареал обитания, полагает заведующая Инновационно-технологическим центром аквакультуры Кубанского государственного аграрного университета, эксперт FoodNet («Фуднет») НТИ Екатерина Максим. Поэтому понадобятся комплексные исследования для того, чтобы регулировать его численность, установить основной допустимый улов.
— Мы стоим на пороге очень быстро меняющейся, динамичной структуры Азовского и Черного морей. Нужно задействовать государственные программы для того, чтобы проводить в кратчайшие сроки научные исследования и назначать мероприятия для контроля вида в рамках государства. Окунь будет конкурировать и вытеснять другие виды, занимать свою нишу — это естественный биологический процесс, — полагает специалист.
Ученым, бизнесу и власти нужно работать вместе, чтобы, например, предприниматели были готовы вылавливать и перерабатывать новую продукцию, отметила эксперт.
— Корейский окунь — хищник, он может вырасти до 3−4 кг, образовав популяцию. В таком случае он приобретет промысловое значение и окажет влияние на местную фауну, столкнется с водными представителями, которые имеют схожую кормовую базу. Это приведет к изменению взаимоотношений внутри сообществ, в которые он встраивается, — сказал руководитель сегмента «Умные цепи поставок» рабочей группы FoodNet НТИ Сергей Косогор.
По мнению председателя комиссии по наставничеству «Опоры России», эксперта Клуба мышления НТИ Александра Васенева, окунь вполне мог самостоятельно мигрировать в Черное море через Индийский океан. Так как это естественный, не генетически выведенный вид, то опасности для региона он не представляет, полагает он.