
«Геоскан» подтвердил возможность приема сигналов на кубсаты от воздушных судов на малых и больших высотах. Об этом рассказали в пресс-службе компании.
25 июля 2025 года на орбиту был выведен спутник «Геоскан-2» — первый российский кубсат для отслеживания местоположения, скорости и направления движения летательных аппаратов.
«Аппарат продолжает целевую работу по приему пакетов данных с помощью технологии автоматического зависимого наблюдения-вещания (АЗН-В). Новый эксперимент показал, что малый спутник способен фиксировать сигналы от пилотируемых воздушных судов на высотах от 76 до 13100 метров. Это подтверждает возможность наблюдения за воздушным движением с помощью кубсатов как на малых, так и на больших эшелонах», — отметили в компании.

На каждом витке спутника на наземную станцию для анализа передается несколько сотен сообщений. Например, 10 октября за 4 витка было получено и проанализировано 2 203 сообщения от 114 различных воздушных судов из 32 стран.
Большинство пакетов было получено во время пролетов аппарата над Центральной Африкой, Восточной Австралией и Тихим океаном. Максимальная скорость зарегистрированного воздушного судна составила 1110 км/ч.
Мы подтвердили потенциал малых спутников для мониторинга авиации в глобальном масштабе. В ближайшей перспективе планируется реализация функций точечного отслеживания конкретных воздушных судов и фильтрации данных для оптимизации использования ресурсов спутника, а также отработка технологии для приема сигналов с беспилотников. Ключевой задачей станет и проведение экспериментов по ретрансляции данных АЗН-В со спутника в режиме реального времени.
Всего 25 июля на околополярную солнечно-синхронную орбиту высотой около 500 км были выведены девять экспериментальных аппаратов разработки «Геоскана»: «Геоскан-1», «Геоскан-2», «Геоскан-3», «Геоскан-4», «Геоскан-5», «Геоскан-6», «ИнноСат3», «ИнноСат16» и 239Alferov
Ранее Наука Mail рассказывала, что свой кубсат на орбиту планирует запустить Балтийский федеральный университет им. Канта.