
Ученые Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ) представили волоконно-оптический датчик для мониторинга крупных инженерных объектов — трубопроводов, мостов, плотин и элементов авиационной техники. Технология позволяет одновременно отслеживать состояние в нескольких точках вдоль одного оптического волокна. Об этом Науке Mail сообщили в пресс-службе Минобрнауки.

Основу системы составляют межмодовые интерферометры. Их конструкция включает лазер, фотоприемник и каскад из оптических волокон. Проходящий свет формирует сигнал, чувствительный к деформациям, температуре и изменению показателя преломления — точность измерений достигает 1 мк. Разработка превосходит аналоги: она дешевле рефлектометрии, а в отличие от точечных датчиков на решетках Брэгга, обеспечивает расширенный контроль протяженных объектов.
Технологию можно применять везде, где есть потребность измерять некое воздействие в нескольких точках. Например, для контроля утечек и деформаций на протяжении десятков километров нефте- и газопроводов. В сфере строительства датчик позволит в режиме реального времени отслеживать возникновение опасных напряжений в конструкциях, что особенно актуально для мостов и плотин. Датчик также может применяться для предупреждения оползней и сейсмической активности. В сфере авиации позволит мониторить состояние фюзеляжа летательного аппарата.
Для внедрения технологии научный коллектив планирует увеличить количество датчиков в сети, повысить их чувствительность, обеспечить многопараметрический мониторинг и провести натурные испытания. Исследование опубликовано в журнале Applied Optics.
Ранее Наука Mail писала о том, что российские ученые впервые испытали новый для радиолокации тип сигналов.

