Шалаболинскяа писаница в Красноярском крае

Создан виртуальный 3D-тур по Шалаболинской писанице

Труднодоступный памятник наскального искусства в Красноярском крае, известный как Шалаболинская писаница, теперь можно исследовать из любой точки мира. Благодаря работе новосибирских археологов, уникальные петроглифы, создававшиеся на протяжении семи тысячелетий, были сохранены в формате интерактивного 3D-тура.
Автор Наука Mail
Попасть на территорию Шалаболинской писаницы проще благодаря разработанному новосибирским археологами виртуальному туру
Попасть на территорию Шалаболинской писаницы проще благодаря разработанному новосибирским археологами виртуальному туруИсточник: ИАЭТ СО РАН

Древняя Шалаболинская писаница, расположенная на юге Красноярского края на реке Тубе, многие десятилетия оставалась сложным для изучения и посещения объектом. Как сообщает ИАЭТ СО РАН, тот один из крупнейших и древнейших памятников наскального искусства Минусинской котловины теперь стал доступен каждому благодаря виртуальному туру, разработанному археологами.

История этого святилища насчитывает около семи тысяч лет, начиная с эпохи неолита и заканчивая относительно недавним временем. Самые первые изображения были посвящены диким животным, служившим объектами охоты для древних людей. С течением веков и сменой археологических эпох менялась и тематика рисунков. В эпоху бронзы здесь появились мифологические сюжеты окуневской культуры, нанесенные краской и центрирующиеся вокруг загадочных личин и образов фантастических хищников. Позднее, с приходом воинственных тагарских племен в раннем железном веке, скалы украсили динамичные батальные сцены с детально прорисованными воинами и их оружием.

Изображение оленя в «скелетной манере»
Изображение оленя в «скелетной манере»Источник: ИАЭТ СО РАН

Особый интерес для исследователей представляют многослойные композиции, или палимпсесты, где изображения разных эпох наслаивались и взаимодействовали друг с другом. Ярким примером служит плоскость, где в эпоху ранней бронзы были изображены люди с хвостами и ритуальными предметами. Спустя тысячелетия художник окуневской культуры добавил одному из персонажей солнечные лучи, кардинально изменив сакральный смысл всей композиции для своих современников.

Изучение памятника имеет богатую историю, начатую еще известным исследователем А. В. Адриановым, который впервые сделал подробные описания и эстампажи петроглифов. Планомерная научная работа была продолжена экспедициями под руководством Б. Н. Пяткина, А. Л. Заики и, наконец, сотрудниками Института археологии и этнографии СО РАН. Сегодня археологи используют передовые цифровые и естественнонаучные методы, позволяющие не только точно датировать изображения, но и анализировать сложные взаимоотношения между рисунками в многослойных композициях. 

Ранее Наука Mail рассказывала, что создан 3D-тур по Томской писанице.