
Исследователи из Междисциплинарной научно-образовательной школы «Мозг, когнитивные системы, искусственный интеллект» МГУ провели эксперимент, позволивший заглянуть в тайны работы мозга при освоении новой лексики. Нейрофизиологические основы того, как звучание слова прочно связывается с конкретным действием, долгое время оставались загадкой. Чтобы пролить свет на этот сложный процесс, ученые использовали метод магнитоэнцефалографии, который с высокой точностью фиксирует электрическую активность различных зон мозга в реальном времени.
В ходе научной работы участникам предлагали к освоению искусственно созданные слова, каждое из которых было связано с определенным движением руки или ноги. После нескольких циклов повторений и практики добровольцы начинали автоматически ассоциировать услышанный звук с соответствующей моторной реакцией. Ключевое открытие было сделано при анализе данных МЭГ в момент, когда человек только готовился совершить движение. Выяснилось, что после надежного закрепления слова в памяти слуховая кора головного мозга активировалась не только в момент непосредственного восприятия звука, но и перед выполнением связанного с ним действия.

Этот феномен, который ученые называют повторным воспроизведением слухового сигнала, играет решающую роль в обучении. Мозг как бы проигрывает услышанное слово снова, синхронизируя его с моторным актом. Такой механизм создает двойную нейронную связь, что делает процесс усвоения новой информации гораздо более эффективным и долговечным.
Мы показали, что при освоении слов, связанных с действиями, мозг не ограничивается восприятием звука. Он вновь активирует слуховую кору в момент подготовки к движению. Это создает условия для долговременного закрепления связей и объясняет, как человек быстро усваивает новые слова.
Полученные результаты имеют широкое практическое значение. Они углубляют понимание того, как человек осваивает язык в естественной среде, а также открывают новые перспективы для разработки интенсивных методик обучения иностранным языкам.
Ранее ученые открыли механизм синхронизации мозга и кишечника.

