
Язык — это ключевой элемент человеческого интеллекта, однако как именно мы понимаем язык до сих пор оставались загадкой. Предыдущие исследования позволили ученым предположить существование разных языковых процессов, еще одна работа, посвященная изучению аутизма, предположила наличие трех отдельных механизмов.
Автором новой работы стал нейробиолог из Бостонского университета Андрей Вышедский. Еще 20 лет назад он разработал модель когнитивной нейронауки, которая предсказала существование трех отдельных механизмов понимания языка. Согласно этой модели, люди развивают механизмы понимания на разных этапах взросления: кто-то осваивает все три, а кто-то только один или два. Это объясняет, почему некоторые люди испытывают трудности с пониманием сложных историй и объяснений, а другие не могут правильно комбинировать существительные с прилагательными.
Чтобы проверить эту гипотезу, ученые использовали данные, собранные через популярное мобильное приложение, разработанное для языковой терапии детей с задержками речи. Родители, используя это приложение, заполняли подробные анкеты о языковых навыках своих детей, их диагнозах и общем развитии. За десять лет работы приложения было собрано более 300 000 таких анкет. Для исследования ученые отобрали группу из 18 000 детей и подростков с нарушениями речи, которые умели строить предложения длиной не менее четырех слов.

С помощью статистического анализа исследователи выявили три группы языковых способностей. Первая группа связана с базовыми навыками — реакцией на имя, выполнением простых команд, пониманием похвалы. Вторая группа включает в себя понимание описательных слов — например, обозначающих цвета, размеры и числа. Третья группа связана с более сложными когнитивными процессами: пониманием пространственных отношений, времен глаголов и сложных повествовательных структур. Если ребенок испытывал трудности в одной области, они, как правило, проявлялись и в других навыках той же группы.
Анализ анкет позволил разделить участников исследования на три группы. Почти половина детей (1 группа) показали хорошие результаты во всех трех языковых областях. Около 25% участников хорошо понимали команды и описательные слова, но испытывали трудности со сложными языковыми конструкциями. Еще четверть участников справлялись только с простыми командами, но не могли усваивать описательный и синтаксический язык.
Открытие ученых имеет огромное значение для клинической практики. В настоящее время врачи классифицируют языковые способности по трехуровневой шкале: невербальный, минимально вербальный и вербальный уровень. Однако это слишком упрощенный подход, который не учитывает сложностей понимания язык. Новая модель позволит проводить более глубокую оценку языковых навыков и, как следствие, сделать более эффективным лечение нарушений.

Кроме того, открытие трех отдельных языковых механизмов позволяет узнать больше о происхождении языка. Вышедский предполагает, что первый механизм понимания (связанный с реакцией на команды) частично разделяется с приматами. Второй механизм, отвечающий за описательные характеристики, мог появиться около двух миллионов лет назад, а третий, обеспечивающий полное понимание сложных речевых конструкций, вероятно, развился всего 70 000 лет назад.
В будущем специалисты планируют изучить влияние генетических факторов на развитие языковых способностей — это поможет разработать более точные методы диагностики и коррекции нарушений речи.
Ранее ученые обнаружили необычную «слизь», которая защищает мозг от старения.