
Выбор, чему посвятить годы учебы — медицине, искусству или финансовому анализу, — кажется личным и осознанным решением. Но на глубинном уровне на него может влиять не только интерес или среда, но и гены. Новая работа международной группы исследователей из Норвегии, Финляндии и Нидерландов, опубликованная в Nature Genetics, впервые показала, что генетика определяет, какие области знаний человек выберет.
Ученые проанализировали данные более чем 460 тысяч человек из Норвегии и Финляндии — сведения о ДНК и об образовательных траекториях по десяти крупным направлениям: от здравоохранения и инженерии до искусства и информационных технологий. Выяснилось, что генетическая вариативность вносит небольшой, но измеримый вклад в различия образовательных предпочтений.

С помощью новых методов генетического моделирования ученые выделили два ключевых измерения, объясняющих логику выбора. Первое — «техническое» против «социального», второе — «практическое» против «абстрактного». Вместе они создают своеобразную карту интересов, которая точно совпадает с моделями профессиональных предпочтений, известными в психологии и социологии.
Эти генетические шаблоны перекликаются с особенностями личности, социальным положением и даже состоянием здоровья. Главное — не спутать корреляцию с предопределением. Авторы уточняют, что гены не диктуют выбор профессии. Их влияние невелико и проявляется только в контексте среды — через культуру, воспитание, ожидания общества и гендерные нормы. Даже в странах, где образование максимально доступно, социальные факторы остаются решающими.
Исследование не обещает «ДНК-теста на карьеру», но помогает понять, как природные склонности, интересы и таланты взаимодействуют, формируя путь человека.
Ранее Наука Mail рассказывала о том, как будут развиваться креативные профессии будущего.

