
Ученые проанализировали данные 1098 участников Колорадского лонгитюдного исследования близнецов, начатого в 1985 году. Младенцев тестировали по семи параметрам, включая вокализацию, способность концентрироваться и предпочтение новых игрушек знакомым. Оказалось, что именно последние два показателя — любопытство к новым объектам и усидчивость наиболее точно предсказывали уровень когнитивного развития, которым обладали испытуемые спустя 30 лет.

«Мы не утверждаем, что интеллект фиксируется к 7 месяцам. Но сам факт, что простой тест, проведенный в младенчестве, коррелирует с показателями через три десятилетия, впечатляет», — подчеркивает ведущий автор исследования Дэниел Густавсон.
Работа также раскрыла неожиданную роль среды. 10% различий в интеллекте взрослых объяснялись условиями первых одного-двух лет жизни. Чем старше становились дети, тем большее влияние оказывали гены и меньшее — окружающая среда. «Это говорит о том, что даже дошкольная среда имеет значение», — говорит Густавсон. Таким образом, генетическое влияние усиливалось с возрастом, но окружающая в младенчестве среда оставалась одним из ключевых факторов.
Как подчеркивает Чандра Рейнольдс, изучающая болезнь Альцгеймера, эти данные особенно ценны в сфере исследования нейродегенеративных процессов. «Когнитивное старение начинается не в 50 лет, а с первых месяцев. Качественные образовательные основы в раннем детстве могут стать движущей силой для сохранения ясного ума в старости», — утверждает Рейнольдс.
К слову, почти у всех народов мира взрослые инстинктивно переходят на особый стиль общения, когда разговаривают с младенцами: речь становится медленнее, интонации преувеличены, слова упрощаются. Это специальная речь для ребенка.