
Исследование, проведенное командой профессора Роя Коэна Кадоша из Университета Суррея, опубликовано в PLOS Biology. В нем участвовали 72 студента Оксфорда. Перед выполнением заданий по математике им провели МРТ и оценили силу связей между префронтальной и теменной корой — зонами, отвечающими за самоконтроль и работу с памятью.
Студенты с более сильной нейросвязью решали задачи лучше. Но главное открытие — у тех, у кого эта связность была слабее, можно было искусственно усилить результат с помощью транскраниальной стимуляции. После 20-минутной стимуляции их показатели улучшились на 25–29%, в некоторых случаях — до уровня лучших участников.

Метод основан на подаче слабого переменного тока через электродные колпачки. Он усиливает возбудимость нейронов и влияет на концентрацию ГАМК — нейромедиатора, регулирующего чрезмерную активность. По сути стимуляция компенсирует врожденную или приобретенную слабую нейросвязность.
Некоторые люди испытывают трудности с обучением, и если наши исследования окажутся успешными за пределами лаборатории, мы сможем помочь им реализовать свои амбиции и открыть возможности, которые в противном случае могли бы остаться недостижимыми.
Важно, что эффект был только у студентов с низкими начальными результатами. У участников с изначально сильными связями и высокими баллами улучшений не наблюдалось. Это говорит о направленности метода: он не «улучшает» способности, а помогает компенсировать дефицит.
Ранее мы рассказывали о том, что МРТ мозга может показать, как быстро человек стареет.