Как дата рождения связана с рисками для психики: исследование

Дети, рожденные в конце года, чаще диагностируются с психическими расстройствами. Особенно высокие риски у недоношенных девочек, узнали ученые.
Автор Наука Mail
двое студентов в аудитории
Дети, рожденные в октябре, ноябре и декабре, чаще получают психиатрические диагнозы, чем их сверстники, появившиеся на свет в начале годаИсточник: Unsplash

Дети, рожденные в октябре, ноябре и декабре, чаще получают психиатрические диагнозы, чем их сверстники, появившиеся на свет в начале года. К такому выводу пришли исследователи Норвежского университета науки и технологий (NTNU), проанализировав данные более чем миллиона детей в возрасте от 4 до 17 лет.

Целью масштабного исследования было изучение так называемого эффекта относительного возраста — явления, при котором младшие ученики в классе сталкиваются с непропорционально высоким уровнем медицинской диагностики, связанной с психическим здоровьем.

По словам Кристины Странд Бахманн, научного сотрудника кафедры общественного здравоохранения и сестринского дела NTNU, результаты однозначны.

Самые младшие в классе дети получают диагнозы психических расстройств чаще, чем их старшие одноклассники. Особенно выражена эта тенденция при диагнозах СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), где различие достигает от 20 до 80% в зависимости от срока рождения — доношенный или недоношенный ребенок.
Кристина Странд Бахманн
научный сотрудник кафедры общественного здравоохранения и сестринского дела NTNU

Исследование, опубликованное в научном журнале BMJ Paediatrics Open, также отмечает, что помимо СДВГ младшие дети чаще сталкиваются с другими нейропсихиатрическими диагнозами. В их числе — задержки речевого и моторного развития, а также трудности в обучении.

подросток в классе у доски
Помимо СДВГ младшие дети чаще сталкиваются с другими нейропсихиатрическими диагнозамиИсточник: Unsplash

Особое внимание ученые уделили группе недоношенных девочек. У них выявлен повышенный риск эмоциональных расстройств, таких как тревожность, депрессия и адаптационные трудности. Эти дети оказываются особенно уязвимыми, поскольку изначально имеют повышенные риски проблем с психическим и социальным здоровьем.

Исследователи подчеркивают, что школьная система играет значительную роль в выявленных тенденциях. При стандартной системе зачисления дети, рожденные в конце года, учатся в одном классе с детьми, которые могут быть почти на год старше. Это возрастное несоответствие часто приводит к тому, что нормальное, но менее зрелое поведение трактуется как отклонение.

Возможными решениями, по мнению авторов, могут стать более гибкие сроки начала обучения или предоставление дополнительной педагогической поддержки младшим ученикам.

Ранее Наука Mail рассказывала, что ученые обнаружили тревожность не только у людей, но и у улиток.