Ученые сделали реактивное топливо из отходов

Ученые из Университета Иллинойса в Урбана-Шампейн представили метод, который позволяет из пищевых отходов получать безопасный и энергоэффективный аналог авиационного керосина. Новый катализатор на основе карбида молибдена и железа очищает биосырье от кислорода и превращает его в пригодное для самолетов топливо.
Автор Наука Mail
Заправка самолета
Как сделать топливо из салатной заправки?Источник: Unsplash

Пищевые отходы богаты триглицеридами — жирами, из которых можно получить биокруды (сырой биомасляный продукт) с помощью гидротермального сжижения. Однако готовый биокруд не подходит для авиации: в нем слишком много кислорода, он нестабилен и имеет низкую теплоту сгорания. В исследовании, опубликованном в Science Advances, авторы использовали нанокатализаторы на основе β-Mo₂C (карбид молибдена), чтобы доработать биокруд до состояния, пригодного для авиационного топлива.

Команда протестировала катализаторы, нанесенные на цеолит ZSM-5. К ним добавили железо — оно усилило кислотность среды и помогло расколоть длинные углеводородные цепи. Получившийся катализатор полностью удалял кислород из биокруда и повышал удельную теплоту сгорания топлива до 46,5 МДж/кг — почти как у классического Jet A (46,1 МДж/кг).

Как отходы превращают в авиационное топливо
(A) Экспериментальная установка: в реактор подают сырой биокруд, водород и катализатор. (B) Сравнение химического состава масел: новый катализатор (Fe-Mo₂C/ZSM-5) максимально удаляет кислород и повышает энергетическую ценность продукта (HHV — красные точки). (C) Распределение по температурам кипения: при использовании нового катализатора большая часть компонентов попадает в нужный для авиационного топлива диапазон 150-250°C. (D) Молекулярное распределение: полученное топливо содержит легкие фракции (200–400 Da), как у стандартного керосина (JA).Источник: Science Advances

Ключевые параметры, которые определяют, пригодно ли вещество в качестве топлива для самолетов, — это вязкость, плотность, температура воспламенения и замерзания, а также среднее число атомов углерода. После дистилляции продуктов реакции в диапазоне 150-230°C полученная фракция соответствовала всем предварительным стандартам Федерального авиационного управления США. Среднее число атомов углерода составило 10,6 против 11,4 у стандартного авиационного топлива.

Авторы также провели расчетные оценки цетанового числа (показатель воспламеняемости) и определили высокую долю насыщенных углеводородов. Это означает хорошую воспламеняемость, низкую температуру замерзания и высокую энергоэффективность.

Авиазаправка
Источник: Unsplash

Полученный катализатор на основе железа и карбида молибдена не только показал высокую эффективность, но и продемонстрировал устойчивость: его можно использовать повторно, не теряя активности. Это делает технологию перспективной с точки зрения промышленных масштабов.

Авторы подчеркивают, что метод открывает путь к использованию пищевых отходов как сырья для авиационного топлива, снижая выбросы и помогая в достижении целей по декарбонизации.

Ранее мы рассказывали, как ученые нашли способ получать водород из мочи.