
Работа опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences и подготовлена учеными из HKUST при участии исследователей из Китая и США. В центре исследования — когнитивная система, которая позволяет беспилотным автомобилям вести себя не просто рационально, но и ответственно, учитывая социальный контекст ситуации.
Существующие алгоритмы принимают решения, оценивая риск только в паре объектов, например, «машина и пешеход». Но человек, особенно опытный водитель, способен одновременно учитывать поведение нескольких участников, включая тех, кто может внезапно изменить направление — как ребенок, стоящий у обочины. Это качество называют социальной чувствительностью.

Чтобы внедрить эту способность в машины, ученые обратились к нейронауке и этике. Их схема когнитивного кодирования включает три уровня: индивидуальную оценку риска, социальное распределение приоритетов и прогноз последствий поведения. Например, автомобиль сможет уступить дорогу пешеходу, даже если технически мог бы продолжить движение.
Система тестировалась в 2000 сценариях, что показало снижение риска ДТП на 26,3%, при этом вред для пешеходов и велосипедистов уменьшился более чем наполовину. Производительность тоже улучшилась — машины стали завершать задачи почти на 14% быстрее.
Профессор Ян Хай подчеркивает, что система гибко адаптируется под законы и обычаи разных стран. Она может быть особенно полезна на участках с высокой плотностью пешеходов, например, рядом со школами.

Сейчас команда работает над созданием базы данных для разных стран, чтобы подготовить систему к глобальному внедрению. Также ведутся переговоры с индустриальными партнерами для испытаний в реальных условиях. Тем временем в другой части технологического фронта автономии — Ранее Наука Mail рассказала, как беспилотный вертолет справился с задачей тушения пожара без помощи пилота.