
Именно этим объясняется выцветание натуральной ультрамариновой краски, которую на протяжение столетий применяли самые выдающиеся живописцы. Это свойство ультрамарина ставит под угрозу множество их лучших работ, созданных с использованием данного материала. Результаты работы российских ученых помогут в реставрации этих памятников. С их помощью также можно создать долговечные пигменты для красок, декоративных покрытий, деталей цветной керамики и глазури.
«Наше исследование позволит создавать краски на основе природного пигмента из лазурита, устойчивые к выцветанию под действием воздуха и высоких температур. Так, если в красителе использовать лазурит с частицами менее 0,04 мм, со временем под действием тепла и света он может потерять цвет, тогда как краситель из минерала с частицами 0,2 мм и больше может, напротив, стать более глубоким и насыщенным. В дальнейшем мы планируем подробнее изучить поведение частиц лазурита разного размера в зависимости от окружающей атмосферы, времени и температуры, а также их минерального и химического состава», — рассказал руководитель проекта, главный научный сотрудник лаборатории моделирования геохимических процессов Института геохимии им. А. П. Виноградова СО РАН Владимир Таусон.
Как пояснил «Известиям» искусствовед Олег Грознов, ультрамариновая краска до XIX века была самой дорогой в Европе, потому что лазурит, из которого ее делали, добывали только в Афганистане. Из-за дороговизны ее использовали признанные мастера своего времени для самых ценных картин.