Радиоуглеродный анализ показал: Остров Пасхи не был изолирован

Новое исследование показывает: остров Пасхи не был полностью изолирован после заселения. Археологи обнаружили, что ритуальные идеи и архитектура передавались между островами в обоих направлениях.
Автор Наука Mail
Фигуры на острове Пасхи
Результаты исследования указывают на более сложную картину, чем считалось ранее.Источник: Unsplash

Принято считать, что люди заселили Полинезию, двигаясь с запада на восток. После колонизации удаленных островов (Гавайи, Новая Зеландия и остров Пасхи) считалось, что эти территории оставались в изоляции. Однако статья в журнале Antiquity дает иное представление. 

Ученые Пол Уоллин и Хелена Мартинссон-Уоллин из Университета Уппсалы сравнили археологические данные и радиоуглеродную датировку культовых объектов на островах Восточной Полинезии. Их вывод: остров Пасхи активно участвовал в культурном обмене и даже влиял на другие регионы. 

Ученые собрали образцы древесного угля, костей и камней с разных островов и определили их возраст. Затем они сравнили полученные даты с общепринятой шкалой и уточнили результаты с помощью специальной статистической модели. Это позволило точно понять, где и когда появились разные виды ритуальных построек, сообщает phys.org.

Результаты исследования указывают на более сложную картину, чем считалось ранее. Первоначально было показано, что ритуальные идеи распространялись с запада на восток. Позднее на острове Пасхи появились более сложные храмовые сооружения, которые затем оказали влияние на другие части Восточной Полинезии в движении с востока на запад.
Пол Уоллин
профессор
Снимок ритуального сооружения
Раннее ритуальное сооружение. Над ним находится перестроенная сложная платформа со статуями моаиИсточник: Antiquity

Первый этап, датируемый примерно 1000–1300 годами, сопровождался строительством открытых пространств с одиночными вертикальными камнями. Эти святыни были тесно связаны с обрядами предков, включая захоронения, пиршества и жертвоприношения. Археологи нашли следы таких площадок на островах Хуахине, Мауити, Нуку-Хива, Норфолк и других.

Вторая фаза, 1300–1600 годы, характеризуется переходом от простых священных мест к полноценным комплексам аху (приподнятые каменные платформы, часто расположенные у берега) и мараэ (священные открытые пространства, где проходили обряды) с платформами, дворами, статуями и вспомогательными постройками. Исследователи предполагают, что идея закрепления ритуала в камне могла распространяться и с востока на запад.

открытая ритуальная площадка
Мараэ на острове Моореа — свидетельство общей ритуальной архитектуры регионаИсточник: Antiquity

Третья фаза, начиная примерно с 1350 года, ознаменована созданием гигантских каменных комплексов. На островах выросли платформы длиной до ста метров и высотой более пяти метров, увенчанные каменными изваяниями. Такие сооружения были не только религиозными, но и политическими центрами. На Рапануи, Таити, в Гавайях они стали символами власти в условиях социальной иерархии и военной конкуренции.

Хотя идея последовательной колонизации с запада на восток сохраняется, исследование показало, что ритуальные формы развивались в более сложных условиях

Поздние мегалитические мараэ
Поздние мегалитические мараэ, называемые Тапутапуатеа, Раиатеа, Подветренные острова ОбществаИсточник: Antiquity

Это указывает на существование устойчивых связей между удаленными регионами и сложную систему культурного обмена. Остров Пасхи перестает быть символом изоляции и становится важной частью общего ритуального ландшафта Полинезии.

Ранее мы рассказывали о другой интересной археологической находке: в Британии обнаружены следы древней римской виллы и погребение железного века с конским черепом.