
Недавнее исследование, опубликованное в Cambridge Archaeological Journal, объясняет загадочные метаморфозы в древнем наскальном искусстве Алтая. Археолог Эстер Якобсон-Тепфер проследила, как в бронзовом веке реалистичные изображения лосей постепенно трансформировались в абстрактные фигуры, все больше напоминающие волков. Эти изменения были не просто художественным приемом — они отразили серьезные климатические, экологические и социальные изменения в регионе.
Самые ранние изображения лосей, датируемые примерно 12 тыс. лет до н.э., поражают натурализмом. Животных изображали в профиль, в спокойных позах, рядом с детенышами или другими видами фауны — от мамонтов до шерстистых носорогов и страусов. Эти рисунки свидетельствуют о тесной связи древнего человека с окружающей природой.

Однако с конца бронзового века стиль меняется. Лоси становятся все более стилизованными: удлиненные тела, преувеличенные рога, морды, напоминающие птичьи клювы, и тела, больше похожие на волчьи. По мнению ученых, это связано с изменениями палеоэкологии — с середины голоцена климат становился суше, леса отступали, а вместе с ними — и сами лоси. Люди адаптировались, поднимаясь выше в горы, переходя к кочевому скотоводству, все больше полагаясь на лошадей.
Этот сдвиг отчетливо прослеживается в наскальных сценах: они все чаще изображают передвижения семей со стадами и появляются на все более высоких участках местности. Постепенно лошади становятся не просто средством передвижения, но важным элементом статуса. Их украшают стилизованными образами животных, вероятно, в знак принадлежности к определенной группе или клану.

В результате лоси теряют свои природные черты и превращаются в абстрактные символы, возможно, связанные с мифами, родовой принадлежностью или социальным статусом. Это уже не просто изображения природы, а отражение изменившегося взгляда человека на самого себя и свое место в мире. К тюркскому периоду лоси полностью исчезают с наскальных рисунков, уступив место образам, более соответствующим новой эпохе.
Ранее Наука Mail рассказывала о том, что ученые открыли новый стиль наскальной живописи.